1.в начале измены андрий думает лишь о возлюбленной "он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит ее опять, и дрожали молодые колени"при воровстве еды он также не мыслит как об измене " пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришел: поднес руку ко лбу и долго тер его, стараясь припомнить, что ему нужно делать. наконец вздрогнул, весь исполнился испуга: ему вдруг пришло на мысль, что она умирает от голода. он бросился к возу и схватил несколько больших черных хлебов себе под руку, но подумал тут же, не будет ли эта пища, годная для дюжего, неприхотливого запорожца, груба и неприлична ее нежному сложению" на сам же "процесс" измены раскрывается в монологе андрия при встрече с любимой "-а что мне отец, товарищи и отчизна! - сказал андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой."."и погиб козак! пропал для всего козацкого рыцарства! не видать ему больше ни запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. вырвет старый тарас седой клок волос из своей и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына." 2.в сцене встречи андрия с возлюбленной значительно изменяется язык героев.кроме раскрытия душевных переживаний героев их диалог ярко контрастирует на фоне общения остальных персонажей.в разговоре с братом, отцом, козаками, андрий позволяет себе резкости, острые замечания, в целом "мужские" разговоры, в общении с любимой его речи преобретают романтический характер и рыцарский стиль. "- царица! - вскрикнул андрий, полный и сердечных, и душевных, и всяких избытков. - что тебе нужно? чего ты хочешь? прикажи мне! задай мне службу самую невозможную, какая только есть на свете, - я побегу исполнять ее."
Литература немецкого романтизма исследуется в монографии как культурологический и эстетический феномен. на примере творчества таких классиков романтизма, как Новалис, Тик, Гофман, Гейне и др., рассматриваются характерные для времени формы общения, образ эпохальной личности, особенности романтического мирочувствования, диалектика "своего" и "чужого", а также бытование и развитие жанровых форм и повествовательных перспектив в их художественном взаимодействии. Особое внимание уделено жанру литературной сказки как барометру романтическго сознания. Показываются также отголоски эстетических открытий немецкого романтизма в русской литературе. Книга адресована филологам - специалистам по зарубежной литературе, аспирантам, студентам.