Определите как ставится вопрос о роли поэзии(в одном из этих стихотворений на выбор( эхо, поэт, дельвигу, арион, поэту, поэт и толпа, а с пушкина)) и как он решается автором?
«Мой дядя самых честных правил,A Когда не в шутку занемог,b Он уважать себя заставил A И лучше выдумать не мог.b Его пример другим наука;C Но, боже мой, какая скука C С больным сидеть и день и ночь,d Не отходя ни шагу прочь!d Какое низкое коварство E Полуживого забавлять,f Ему подушки поправлять,f Печально подносить лекарство,E Вздыхать и думать про себя:g Когда же чёрт возьмёт тебя?g» AbAb - перехресная; CCdd - парная; EffE - кольцевая; gg - парная. (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).
Сюжет стихотворения - карательная операция, расстрел фашистами мирных жителей, женщин и детей. Свое отношение к происходящему поэт отразил в самом названии стихотворения: «Варварство». Не только автору противно происходящее, но и сама природа восстает против этого варварства: на землю опустились тучи, «плакали… реки», «в ярости рыдала мать-Земля», «солнце скорбное в последний раз детей поцеловало». Героиня и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты, и оба осознают это. Что же может быть страшнее этого состояния? Мать утешает сына в последние мгновения жизни, в последний раз она дарит ему свою нежность и любовь: Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. Мать и дитя - это, по мысли поэта, есть то, что свято и незыблемо. Мать - это вечный символ природы, жизни, детям же принадлежит будущее. Фашисты стремятся уничтожить и будущее, и саму природу. И земля не в силах вынести этот позор, «варварство такое». Стихотворение имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается оно мотивом гибели беззащитных людей, смерти матерей с детьми. Поэт использует свободную строфику, различные средства художественной выразительности: эпитеты: «бессильных женщин», «мутный дождь», «солнце скорбное», «мощный дуб», олицетворение: «плакали, как дети, реки…», «солнце скорбное… детей поцеловало…», «И в ярости рыдала мать-Земля…», инверсию: «Гневно бушевала Его листва…», сравнение: «Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи», анафору: «Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!».
Когда не в шутку занемог,b
Он уважать себя заставил A
И лучше выдумать не мог.b
Его пример другим наука;C
Но, боже мой, какая скука C
С больным сидеть и день и ночь,d
Не отходя ни шагу прочь!d
Какое низкое коварство E
Полуживого забавлять,f
Ему подушки поправлять,f
Печально подносить лекарство,E
Вздыхать и думать про себя:g
Когда же чёрт возьмёт тебя?g»
AbAb - перехресная; CCdd - парная; EffE - кольцевая; gg - парная.
(прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).
Героиня и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты, и оба осознают это. Что же может быть страшнее этого состояния? Мать утешает сына в последние мгновения жизни, в последний раз она дарит ему свою нежность и любовь:
Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
Мать и дитя - это, по мысли поэта, есть то, что свято и незыблемо. Мать - это вечный символ природы, жизни, детям же принадлежит будущее. Фашисты стремятся уничтожить и будущее, и саму природу. И земля не в силах вынести этот позор, «варварство такое». Стихотворение имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается оно мотивом гибели беззащитных людей, смерти матерей с детьми. Поэт использует свободную строфику, различные средства художественной выразительности: эпитеты: «бессильных женщин», «мутный дождь», «солнце скорбное», «мощный дуб», олицетворение: «плакали, как дети, реки…», «солнце скорбное… детей поцеловало…», «И в ярости рыдала мать-Земля…», инверсию: «Гневно бушевала Его листва…», сравнение: «Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи», анафору: «Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!».