определите, какие общественно-политические и нравственные вопросы затрагивает стародум в своих афоризмах. сформулируйте и запишите эти вопросы и проблемы
1. угнетать рабством себе подобных беззаконно.
2. прямое достоинство в человеке есть нее просвещённейшая умница — жалкая тварь. невежда без души — зверь.
3. глупому сыну не в богатство.
4. золотой болван — всё болван.
5. наличные деньги — не наличные достоинства.
6. люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
7. добродетельный человек неперестает идти своей дорогой.
8. какое было бы бесчестье, ежели б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить.
а теперь объясню почему:
1 кто такая золотая рыбка?
если рассмпатривать ее образ в сказке А С Пушкина, то можно(не без труда) догадаться что эта "килька несчастная" (так сказал о ней Вовка из всем известного советского мультфильма "Вовка в тридевятом царстве") есть не кто иная как королева моря
Исполняя первое желание старика, рыбка просто отплатила ему за добродушие, проявленное к ней, хотя рыбак был полностью бескорыстен
по мере поступления новых желаний терпение рыбки иссякало и вместе с тем портилась погода на море,(что подтверждает мою теорию о том что она - истинная "морская владычица") но рыбка продолжала терпеливо исполнять желания старухи, видя что старик, передающий их, подневолен
Терпение рыбки лопнуло, лишь когда желание , переданное стариком, коснулось ее самой Но даже тогда рыбка лишь уплыла на дно, не удостоив ответом старика, хотя могла запросто приказать морю расправиться с ненасытной старухой, смыв земляку волной
так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.
но вместе с тем образ героя мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного лермонтовым. «мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак». так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.
мцыри чужд тому месту, где он вырос. монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. жизнелюбие мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь мцыри монах не раз «хладно» прерывал. но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. да, он наслаждается вольной жизнью, но натура мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. однако возможно ли это возвращение?
мцыри сбился с пути, его родной кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь мцыри не знает пути туда. он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. да и кто ждет мцыри в родном, но давно разоренном ауле? мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ мцыри к высотам трагического образадля того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в мцыри. и всему этому суждено погибнуть! здесь образ мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. его современники, как и мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у мцыри, у них не хватало сил их осуществить.