Определите роль этой пейзажной зарисовки в поэме Лермонтова «Мцыри». Найдите и подпишите все известные вам языковые средства выразительности (лексические и синтаксические).
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста...
Моя кружилась голова;
Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой...
Но, верь мне людской
Я не желал... Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил — клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык.
Лео окинул взглядом небо и океан - никаких следов его экспедиции, не видно и ракеты-амфибии. "Оставлю в лодке записку, чтобы не подумали, что я утонул", - решил он. Написав записку, он надел шлем для защиты от глубоководного давления, укрепил на спине с кислородом и прыгнул в воду. - Для чего все это? - услышал он вопрос Ноа. - Разве ты не можешь дышать под водой? - Конечно, нет. - Вот как, а мы, наоборот, не дышать над водой. Меа велела Лео ухватиться за какую-то ручку, тронула какие-то рычаги, и подводная лодка рванулась прямо в пучину. Лео прикинул, что за какие-то несколько минут они опустились по крайней мере на пять тысяч метров. Внизу показались огни большого города. Отчетливо были видны ярко освещенные бульвары, площади и даже окна домов. - Это Моан, - сказала одна из девушек, но он даже не заметил, кто именно, так как был захвачен удивительным зрелищем подводного города. Вскоре рядом появилось еще несколько таких же открытых подводных лодок. Люди, сидевшие в них, одетые в сиреневые комбинезоны, цвета воды на поверхности океана, с этой минуты не спускали с них глаз. - Это как же понять - меня взяли в плен? - сердито спросил Лео. - Вы заманили меня, а полиция схватит и не пустит наверх? - Не говори глупостей, - ответила Ноа. - Мы обнаружили тебя, и наш отец, известный ученый, приглашает тебя в гости. А полицейские всего-навсего хотят посмотреть на тебя. Им же интересно. Не каждый день у нас земляне. - Откуда вы знаете, что я землянин? - Мы читаем мысли. Ты что, забыл? Мы знаем все - и про экспедицию и про бурю. К сожалению, мы были не в силах твоих друзей. Ты один остался в живых. И, несмотря на все, я тебе нравлюсь - твои мысли говорят об этом. Ну, вот мы и дома. Папа встречает нас. И в самом деле, у небольшого домика стояла группа людей. Наверное, ученый - это тот высокий лысый человек у дверей, что поглаживает какую-то крупную рыбину, а та ласково трется о его руку. - Добро , синьор Лео! Позвольте представиться - профессор Борго, ихтиолог. Я изучаю жизнь, нравы и обычаи рыб. - Очень приятно. Благодарю за приглашение. Когда все вышли из машины, Лео поплыл - не так легко и изящно, как девушки, но все же благодаря тренировкам (он регулярно занимался подводной охотой) выглядел вполне прилично. Он вошел, вернее, вплыл в дом Борго, сел на диван, утонув в подушках, которые, должно быть, были набиты водорослями, и с любопытством осмотрелся вокруг. - Вижу, вы удивлены, - мысленно произнес Борго. - Еще бы! Я впервые столкнулся с подводной цивилизацией. У нас в воде обитают одни рыбы. - Э, нет! - рассмеялся профессор. - Вы не впервые встречаетесь с нашей цивилизацией. Припомните-ка сирен из "Одиссеи"... - Сирен? Русалок - наполовину женщин с рыбьим хвостом? Но это же мифы. Русалки встречаются только в сказках... - Не сказал бы... Надобно вам заметить, что много тысячелетий назад на нашей планете разразилась ужасная война... - Подводная, разумеется. - Естественно. И народ, потерпевший поражение, вынужден был покинуть планету. Люди переправились через космическое пространство в летающих аквариумах. Вообразите себе звездолет вроде вашего, но только заполненный водой. И нашли они пристанище в теплых водах Средиземного моря у берегов Греции и Италии. - Выходит, Одиссей действительно видел сирен?
Когда Базаров объясняется с Анной и признается ей в своих чувствах, она отказывает ему. Это сильно влияет на душевное состояние героя. Испытание любовью становится для Базарова роковым. Все его убеждения ломаются, он постоянно думает об Одинцовой. И вот, переживая внутренние терзания, герой принимает решение лечить мужика от тифа. Это приводит его к заражению. Чувствуя приближающуюся смерть, Базаров хочет проститься со своей возлюбленной. Автор описывают этот эпизод не как встречу возлюбленных, а как встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой понимает, что сейчас ею движет только жалость к нему, а не любовь. В этом весь трагизм героя: он ломает все свои принципы ради женщины, которая не отвечает ему взаимностью.
Одинцова не на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.
Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма.
Объяснение: