Изначально образ Сильвио загадочен и привлекателен. Этот человек серьезен, даже суров, немногословен, не жаден. Стрельба из пистолета была любимым его увлечением. Кажется, что ни крутой нрав, ни злой язык не могут испортить имидж этого "настоящего мужчины". Не будучи военным, Сильвио вызывал неизменное уважение у офицеров расквартированного в городе полка, для которых он держал открытый стол. И все же странное поведение этого человека в сложной ситуации изменило привычное к нему отношение многих окружающих. Произошло так, что один из новых офицеров, еще плохо знакомый с Сильвио, незаслуженно оскорбил его в его же доме. Все присутствующие ожидали ответного вызова на дуэль и "полагали нового товарища уже убитым". Однако Сильвио сумел подавить гнев, а впоследствии "довольствовался очень легким объяснением и помирился". Многие объяснили для себя его поступок недостатком смелости, хотя раньше робости за Сильвио не замечал никто. Было понятно, что за его поведением кроется какая-то тайна. Как выяснится позже, Сильвио не желал в то время подвергать свою жизнь никакой опасности, потому что берег ее для выполнения определенной задачи. Разгадка этой тайны сильно поколебала в моих глазах сильный и мужественный образ Сильвио, раскрыв такие нелицеприятные его черты, как мелочность, зависть, мстительность, неумение уступать. Оказывается, что еще несколько лет назад Сильвио служил в гусарском полку, отличаясь храбростью, острым языком и безудержным буйством: "...я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию". И вот в полку появляется молодой человек, который своими дос-тоинствами и манерой поведения завоевывает еще больший успех в полку и у женщин, чем сам Сильвио. Кажется, что этот "блистательный счастливец" безупречен: у него есть громкое имя, деньги, ум, красота, беспечная храбрость и бешеная веселость, он дружелюбен и общителен. В конце концов, в порыве ревности он говорит графу какую-то грубость, за что и получает пощечину и вызывает противника на дуэль. Как отличались они друг от друга во время поединка? Совершенно спокойный, сохраняющий самообладание и чувство собственного достоинства граф и злобный, нервный, сделавший достаточно подлое предложение Сильвио. Взбешенный равнодушным спокойствием противника, он не стал стрелять, оставив за собой право выстрела до того момента, когда жизнь будет графу дорога больше, чем сейчас. Так несколько лет. ждал Сильвио своего часа, пока не [получил известие, что граф женится на молодой и прекрасной девушке. И Сильвио решил, что настало время, когда можно увидеть страх смерти в глазах своего противника. Однако и здесь граф оказался на высоте. Конечно, умирать ему не хотелось, но боялся он лишь того, что с минуты на минуту войдет его молодая жена и испугается этого страшного поединка. Сильвио же смалодушничал. Ему так хотелось припугнуть графа, что он постоянно тянул время, дождавшись, пока в комнату не вбежала графиня и, узнав в чем дело, бросилась к его ногам с мольбой. В смятении граф пристыдил жену и гневно поторопил Сильвио, на что тот ответил отказом стрелять: "...я доволен: я видел твое смятение, твою робость.. . " Поведение графа вызывает у меня восхищение, а Сильвио — отвращение, потому что только внутренне слабый и подлый человек может самоутверждаться, пользуясь беззащитностью других. А последний выстрел (пуля в пулю) характеризует его еще и как безудержного хвастуна. Размышляя над этой повестью, я поняла, что каким бы странным ни казалось поведение человека, нужно в первую очередь постараться разобраться в мотивах его действий и лишь после этого выносить свои оценки.
осле своего воцерковления А.С. Пушкин стал активно использовать библейские сюжеты в своих произведениях. "Повести Белкина", написанные им в Болдинскую осень, не являются исключением.
Рассмотрим самую, по моему мнению, яркую и интересную с точки зрения нравственности, повесть "Станционный смотритель".
ПеРед прочтением этого текста необходимо, конечно, же ознакомиться (если вдруг читатель не знаком) с текстом Притчи о блудном сыне. Возьмем Евангелие от Луки, глава 15, стихи с 11 до 32.
Теперь мы можем сравнить этот сюжет с литературной обработкой, которую предлагает нам А.С. Пушкин (ссылка на текст "Станционный смотритель" А.С. Пушкина).
С самого начала повествования рассказчик знакомит нас с домом Самсона Вырина, станционного смотрителя. Оказывается, что стены украшены картинками с сюжетом Евангельской притчи "О блудном сыне":
Притча о блудном сыне в корпусе повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
Притча о блудном сыне в корпусе повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
В повествовании место блудного сына занимает Дуня, дочь станционного смотрителя. Рассказанную автором историю следует трактовать именно исходя из притчи, чтобы понять смысл происходящих событий глубже и вернее.
Так, например, становится очевидным, что Дуня находится в доме Минского на правах содержанки, ведет жизнь падшей женщины. Сравним: "он (блудный сын) сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами" и "В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы". Очевидно, что эти две сцены (одна на картинках в доме Самсона Вырина, а другая - в доме Дуни) зеркально отражают друг друга.
Теперь нам становится понятно беспокойство и отчаяние отца, желание нравственно погибающего ребенка. В евангельской притче отец бежит навстречу возвращающемуся блудному сыну, а у Пушкина - отец бежит за блудным сыном, чтобы его. Самсон Вырин становится похожим на доброго пастыря, ищущего отбившуюся от стада овечку. Но невозможно человека без его собственного желания на то. Дуня, проявляя свободную волю, выбирает грех, нравственное падение и моральную смерть. Самсон Вырин умирает в повести физически, а Дуня - духовно. Последняя сцена на могиле относится к ним обоим в одинаковой мере и степени.
В последних сценах Дуня окончательно теряет свое доброе имя и становится просто "барыней", живущей в материальном мире, мире денег: "и дала мне пятак серебром", "призвала попа, дала ему денег и поехала".
Следует сказать о том, что сюжет притчи о блудном сыне является очень важным в литературе, искусстве (см., например, знаменитая картина Рембрандта "Возвращение блудного сына") и в нашей жизни. Каждый из нас в той или иной мере является "блудным сыном", избегающим вести чистую и нравственную жизнь, соблюдать библейские заповеди, слушаться наставлений и мнений родителей.
Но притча о блудном сыне не является грустной или безнадежной, так как возвращение и покаяние доступно нам всегда, до тех пор пока мы еще живы.
Изначально образ Сильвио загадочен и привлекателен. Этот человек серьезен, даже суров, немногословен, не жаден. Стрельба из пистолета была любимым его увлечением. Кажется, что ни крутой нрав, ни злой язык не могут испортить имидж этого "настоящего мужчины". Не будучи военным, Сильвио вызывал неизменное уважение у офицеров расквартированного в городе полка, для которых он держал открытый стол. И все же странное поведение этого человека в сложной ситуации изменило привычное к нему отношение многих окружающих. Произошло так, что один из новых офицеров, еще плохо знакомый с Сильвио, незаслуженно оскорбил его в его же доме. Все присутствующие ожидали ответного вызова на дуэль и "полагали нового товарища уже убитым". Однако Сильвио сумел подавить гнев, а впоследствии "довольствовался очень легким объяснением и помирился". Многие объяснили для себя его поступок недостатком смелости, хотя раньше робости за Сильвио не замечал никто. Было понятно, что за его поведением кроется какая-то тайна. Как выяснится позже, Сильвио не желал в то время подвергать свою жизнь никакой опасности, потому что берег ее для выполнения определенной задачи. Разгадка этой тайны сильно поколебала в моих глазах сильный и мужественный образ Сильвио, раскрыв такие нелицеприятные его черты, как мелочность, зависть, мстительность, неумение уступать. Оказывается, что еще несколько лет назад Сильвио служил в гусарском полку, отличаясь храбростью, острым языком и безудержным буйством: "...я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию". И вот в полку появляется молодой человек, который своими дос-тоинствами и манерой поведения завоевывает еще больший успех в полку и у женщин, чем сам Сильвио. Кажется, что этот "блистательный счастливец" безупречен: у него есть громкое имя, деньги, ум, красота, беспечная храбрость и бешеная веселость, он дружелюбен и общителен. В конце концов, в порыве ревности он говорит графу какую-то грубость, за что и получает пощечину и вызывает противника на дуэль. Как отличались они друг от друга во время поединка? Совершенно спокойный, сохраняющий самообладание и чувство собственного достоинства граф и злобный, нервный, сделавший достаточно подлое предложение Сильвио. Взбешенный равнодушным спокойствием противника, он не стал стрелять, оставив за собой право выстрела до того момента, когда жизнь будет графу дорога больше, чем сейчас. Так несколько лет. ждал Сильвио своего часа, пока не [получил известие, что граф женится на молодой и прекрасной девушке. И Сильвио решил, что настало время, когда можно увидеть страх смерти в глазах своего противника. Однако и здесь граф оказался на высоте. Конечно, умирать ему не хотелось, но боялся он лишь того, что с минуты на минуту войдет его молодая жена и испугается этого страшного поединка. Сильвио же смалодушничал. Ему так хотелось припугнуть графа, что он постоянно тянул время, дождавшись, пока в комнату не вбежала графиня и, узнав в чем дело, бросилась к его ногам с мольбой. В смятении граф пристыдил жену и гневно поторопил Сильвио, на что тот ответил отказом стрелять: "...я доволен: я видел твое смятение, твою робость.. . " Поведение графа вызывает у меня восхищение, а Сильвио — отвращение, потому что только внутренне слабый и подлый человек может самоутверждаться, пользуясь беззащитностью других. А последний выстрел (пуля в пулю) характеризует его еще и как безудержного хвастуна. Размышляя над этой повестью, я поняла, что каким бы странным ни казалось поведение человека, нужно в первую очередь постараться разобраться в мотивах его действий и лишь после этого выносить свои оценки.
осле своего воцерковления А.С. Пушкин стал активно использовать библейские сюжеты в своих произведениях. "Повести Белкина", написанные им в Болдинскую осень, не являются исключением.
Рассмотрим самую, по моему мнению, яркую и интересную с точки зрения нравственности, повесть "Станционный смотритель".
ПеРед прочтением этого текста необходимо, конечно, же ознакомиться (если вдруг читатель не знаком) с текстом Притчи о блудном сыне. Возьмем Евангелие от Луки, глава 15, стихи с 11 до 32.
Теперь мы можем сравнить этот сюжет с литературной обработкой, которую предлагает нам А.С. Пушкин (ссылка на текст "Станционный смотритель" А.С. Пушкина).
С самого начала повествования рассказчик знакомит нас с домом Самсона Вырина, станционного смотрителя. Оказывается, что стены украшены картинками с сюжетом Евангельской притчи "О блудном сыне":
Притча о блудном сыне в корпусе повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
Притча о блудном сыне в корпусе повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
В повествовании место блудного сына занимает Дуня, дочь станционного смотрителя. Рассказанную автором историю следует трактовать именно исходя из притчи, чтобы понять смысл происходящих событий глубже и вернее.
Так, например, становится очевидным, что Дуня находится в доме Минского на правах содержанки, ведет жизнь падшей женщины. Сравним: "он (блудный сын) сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами" и "В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы". Очевидно, что эти две сцены (одна на картинках в доме Самсона Вырина, а другая - в доме Дуни) зеркально отражают друг друга.
Теперь нам становится понятно беспокойство и отчаяние отца, желание нравственно погибающего ребенка. В евангельской притче отец бежит навстречу возвращающемуся блудному сыну, а у Пушкина - отец бежит за блудным сыном, чтобы его. Самсон Вырин становится похожим на доброго пастыря, ищущего отбившуюся от стада овечку. Но невозможно человека без его собственного желания на то. Дуня, проявляя свободную волю, выбирает грех, нравственное падение и моральную смерть. Самсон Вырин умирает в повести физически, а Дуня - духовно. Последняя сцена на могиле относится к ним обоим в одинаковой мере и степени.
В последних сценах Дуня окончательно теряет свое доброе имя и становится просто "барыней", живущей в материальном мире, мире денег: "и дала мне пятак серебром", "призвала попа, дала ему денег и поехала".
Следует сказать о том, что сюжет притчи о блудном сыне является очень важным в литературе, искусстве (см., например, знаменитая картина Рембрандта "Возвращение блудного сына") и в нашей жизни. Каждый из нас в той или иной мере является "блудным сыном", избегающим вести чистую и нравственную жизнь, соблюдать библейские заповеди, слушаться наставлений и мнений родителей.
Но притча о блудном сыне не является грустной или безнадежной, так как возвращение и покаяние доступно нам всегда, до тех пор пока мы еще живы.
Объяснение: