Определите тему и идею стихотворения «Нивы сжаты». 2) Выпишите ключевые слова/словосочетания. 3) Определите отношение лирического героя к окружающему миру. 4) Сравните название стихотворения с темой произведения.
Главным героем своего романа Пастернак сделал яркого представителя русской интеллигенции Юрия Живаго. Более того, писатель изменил первоначальное название романа«Свеча горела» на «Доктор Живаго».
Имя главного героя Юрий перекликается с главными топонимами романа – Юрятиным и Москвой (ее покровитель – святой Георгий, чье имя на Руси трансформировалось в Юрия), а также имеет ассоциативную связь со словом «юродивый». Отчество героя образовано от имени «Андрей», имеющего значение «мужественный». Фамилия Юрия вызывает ассоциации с Христом: Пастернак говорил о своих глубочайших детских впечатлениях, вызванных словами молитвы: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». В сочетании с профессией фамилия героя – доктор Живаго – может быть прочитана как «доктор всего живущего».
Юрий Живаго является своеобразным alter ego Пастернака, воплощая его духовную биографию. Сам автор говорил, что соединил в образе главного героя черты Блока, Маяковского, Есенина и самого себя. Он доверяет Юрию выражение своих мыслей, взглядов, сомнений, и самое себя – свои стихи.
Пастернак раскрывает образ Живаго в двух планах: внешний рассказывает историю его жизни, а внутренний план отражает духовную жизнь героя. Главную роль писатель отводит именно духовному опыту, уделяя огромное внимание монологам героя.
Отпрыск богатой семьи, москвич Юрий Живаго – типичный интеллигент. Он интеллигент по профессии (Юрий – талантливый врач-диагност), по творческому самовыражению (обладает незаурядным поэтическим даром) и по духу – по своей удивительно чуткой душевности, стремлению к независимости и неприкаянности.
Обладая сильным умом и хорошей интуицией, Живаго внешне выглядит безвольным человеком. Все видя и воспринимая, он делает то, что от него требует жизнь: соглашается на свадьбу с Тоней, не противится призыву в армию, не возражает против поездки на Урал.
Оказавшись в самой гуще исторических событий, герой колеблется, не зная, чью сторону принять. Воспитанный в христианских традициях любви и сострадания к ближнему, Живаго сталкивается на фронтах войны и во время плена в партизанском отряде со всеми ужасами кровопролития. Он выполняет свой долг врача, одинаково заботясь о страдающих людях – будь то раненые партизаны, или доброволец-колчаковец Ранцевич.
Первоначально с энтузиазмом восприняв революцию, как «великолепную хирургию», Юрий понимает вскоре, что «насильственностью ничего не возьмешь». Ему претит «скачок из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства». Понимая неизбежность хода истории, Живаго с его гуманистическими принципами абсолютно не приемлет «кровавой колошматины и человекоубоины». В условиях, когда «все бытовое опрокинуто и разрушено», остается только одна сила – «голая, до нитки обобранная душевность». Чувствуя необходимость в духовной свободе, желая сохранить себя как личность, Живаго намеренно отказывается от участия в истории; он конструирует собственное личное пространство во времени, где существует в истинных ценностях любви, свободы духа, мыслей, чувств и творчества. Юрий проживает отпущенное ему судьбой время так, как хотел бы жить:«О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!». Эта одухотворенность бытия и внутренняя сила, позволяющая отстаивать свои убеждения, с лихвой покрывают внешнее безволие Живаго.
В атмосфере тотальной обезличенности общества Юрий Живаго остается той личностью, которая, сохраняя доброту и человечность, может постичь всю суть событий и выразить ее на бумаге, в стихах. Но личность не может жить в условиях несвободы, именно поэтому герой умирает в год «великого перелома», знаменующего окончательную победу несвободы. Но роман не заканчивается со смертью главного героя, он завершается циклом стихов Живаго, потому что стихи, в отличие от конечной жизни человека, бессмертны.
Решая через образ главного героя сложную проблему судьбы человека в водовороте истории,Пастернак провозглашает идею самоценности личности, воплощая в романе вечные идеалы человечества.
Когда Миньке было шесть лет, он вместе с родителями и сестренкой Лелькой отдыхал на даче в деревне Пески. У хозяев дачи был сын Степка, который рассказал мальчику, что Земля – круглая, и предложил отправиться с ним в кругосветное путешествие. Мальчики решили отправиться в путешествие на следующий день, когда взрослых не будет дома. Также они решили взять с собой Лелю и собачку Тузика. Утром друзья отправились в дорогу. Мешок был очень тяжелым, и они несли его по очереди. Когда пришел черед нести его Миньке, он не выдержал тяжести, и упал в канаву. Из мешка выпали провизия, и Тузик успел съесть все сало.
Устав идти, ребята решили сделать привал. Минька принялся уплетать хлеб с сахаром, и его ужалила в щеку оса. Друзья отправились дальше, но Минька всю дорогу плакал от боли. Леля также устала, и хотела вернуться домой. Когда стемнело, Степка решил развести костер при лупы, но солнца уже не было, и он приуныл. Ребята в полной темноте съели хлеб и легли спать. Чтобы не перепутать в какую сторону идти утром, Степка лег ногами вперед. Лелька проснулась раньше всех и уговорила Миньку повернуть ноги Степки в сторону их дома. Друзья отправились в путь и вскоре оказались дома. Степка не сомневался, что они совершили кругосветное путешествие. Родители решили не наказывать детей, которые сами поняли, какую большую ошибку совершили. Только Степку мать закрыла в бане на целый день.
Главным героем своего романа Пастернак сделал яркого представителя русской интеллигенции Юрия Живаго. Более того, писатель изменил первоначальное название романа«Свеча горела» на «Доктор Живаго».
Имя главного героя Юрий перекликается с главными топонимами романа – Юрятиным и Москвой (ее покровитель – святой Георгий, чье имя на Руси трансформировалось в Юрия), а также имеет ассоциативную связь со словом «юродивый». Отчество героя образовано от имени «Андрей», имеющего значение «мужественный». Фамилия Юрия вызывает ассоциации с Христом: Пастернак говорил о своих глубочайших детских впечатлениях, вызванных словами молитвы: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». В сочетании с профессией фамилия героя – доктор Живаго – может быть прочитана как «доктор всего живущего».
Юрий Живаго является своеобразным alter ego Пастернака, воплощая его духовную биографию. Сам автор говорил, что соединил в образе главного героя черты Блока, Маяковского, Есенина и самого себя. Он доверяет Юрию выражение своих мыслей, взглядов, сомнений, и самое себя – свои стихи.
Пастернак раскрывает образ Живаго в двух планах: внешний рассказывает историю его жизни, а внутренний план отражает духовную жизнь героя. Главную роль писатель отводит именно духовному опыту, уделяя огромное внимание монологам героя.
Отпрыск богатой семьи, москвич Юрий Живаго – типичный интеллигент. Он интеллигент по профессии (Юрий – талантливый врач-диагност), по творческому самовыражению (обладает незаурядным поэтическим даром) и по духу – по своей удивительно чуткой душевности, стремлению к независимости и неприкаянности.
Обладая сильным умом и хорошей интуицией, Живаго внешне выглядит безвольным человеком. Все видя и воспринимая, он делает то, что от него требует жизнь: соглашается на свадьбу с Тоней, не противится призыву в армию, не возражает против поездки на Урал.
Оказавшись в самой гуще исторических событий, герой колеблется, не зная, чью сторону принять. Воспитанный в христианских традициях любви и сострадания к ближнему, Живаго сталкивается на фронтах войны и во время плена в партизанском отряде со всеми ужасами кровопролития. Он выполняет свой долг врача, одинаково заботясь о страдающих людях – будь то раненые партизаны, или доброволец-колчаковец Ранцевич.
Первоначально с энтузиазмом восприняв революцию, как «великолепную хирургию», Юрий понимает вскоре, что «насильственностью ничего не возьмешь». Ему претит «скачок из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства». Понимая неизбежность хода истории, Живаго с его гуманистическими принципами абсолютно не приемлет «кровавой колошматины и человекоубоины». В условиях, когда «все бытовое опрокинуто и разрушено», остается только одна сила – «голая, до нитки обобранная душевность». Чувствуя необходимость в духовной свободе, желая сохранить себя как личность, Живаго намеренно отказывается от участия в истории; он конструирует собственное личное пространство во времени, где существует в истинных ценностях любви, свободы духа, мыслей, чувств и творчества. Юрий проживает отпущенное ему судьбой время так, как хотел бы жить:«О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!». Эта одухотворенность бытия и внутренняя сила, позволяющая отстаивать свои убеждения, с лихвой покрывают внешнее безволие Живаго.
В атмосфере тотальной обезличенности общества Юрий Живаго остается той личностью, которая, сохраняя доброту и человечность, может постичь всю суть событий и выразить ее на бумаге, в стихах. Но личность не может жить в условиях несвободы, именно поэтому герой умирает в год «великого перелома», знаменующего окончательную победу несвободы. Но роман не заканчивается со смертью главного героя, он завершается циклом стихов Живаго, потому что стихи, в отличие от конечной жизни человека, бессмертны.
Решая через образ главного героя сложную проблему судьбы человека в водовороте истории,Пастернак провозглашает идею самоценности личности, воплощая в романе вечные идеалы человечества.
Мальчики решили отправиться в путешествие на следующий день, когда взрослых не будет дома. Также они решили взять с собой Лелю и собачку Тузика. Утром друзья отправились в дорогу. Мешок был очень тяжелым, и они несли его по очереди. Когда пришел черед нести его Миньке, он не выдержал тяжести, и упал в канаву. Из мешка выпали провизия, и Тузик успел съесть все сало.
Устав идти, ребята решили сделать привал. Минька принялся уплетать хлеб с сахаром, и его ужалила в щеку оса. Друзья отправились дальше, но Минька всю дорогу плакал от боли. Леля также устала, и хотела вернуться домой. Когда стемнело, Степка решил развести костер при лупы, но солнца уже не было, и он приуныл. Ребята в полной темноте съели хлеб и легли спать. Чтобы не перепутать в какую сторону идти утром, Степка лег ногами вперед.
Лелька проснулась раньше всех и уговорила Миньку повернуть ноги Степки в сторону их дома. Друзья отправились в путь и вскоре оказались дома. Степка не сомневался, что они совершили кругосветное путешествие. Родители решили не наказывать детей, которые сами поняли, какую большую ошибку совершили. Только Степку мать закрыла в бане на целый день.