Определите тропы и поэтические фигуры, использованные в следующих примерах:
1. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.
2. Он был похож на вечер ясный…
3. Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал…
4. Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка!
5. И тигр суровый C диким прыжком Взлетел, опасный, И, встретясь с львом, Завыл ужасно...
6. И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.
7. Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.
8. Партия – рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак.
9. Но тих был наш бивак открытый…
10. Что ищет он с стране далекой? Что кинул он в краю родном?
11. Все мое, сказало злато; Все мое, сказал булат. Все куплю, сказало злато; Все возьму, сказал булат.
12. Опять весна; опять смеется луг, И весел лес своей младой одеждой…
13. Марш, марш — машем флагом, Маршируем на парад….
14. Мужчина стоял на весах. Его вес оставался тем же. И нос был на месте, только вставлен внутрь, точно полый чехол кинжала. Не умещающийся кончик торчал из затылка…
15. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением…
16. В заботе сладостно-туманной Не час, не день, не год уйдет…
17. Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк.
18. Огнём душа твоя полна…
19. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой…
20. Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор — Почуя серого так близко забияку.
В середине XIX в. на Кавказе шла тяжелая и кровопролитная война, Л.Н. Толстой в те времена служил там, поэтому видел все своими глазами.
Жанр произведения определен самим писателем - быль, он указывает на реальность описываемых событий. Завязка. Житии едет к матери. Кульминационные моменты:
1. Жилин и Костылин попадают в плен.
2. Неудачный побег.
3. Второй побег Жилина.
Развязка - счастливое освобождение Жилина, он оказывается в казацком отряде. Едва живой Костылин, откупившись, попадает в свой лагерь.
Рассказ полно и подробно описывает быт горцев, их обычаи. Повествование поражает динамичностью: все вокруг движется, дышит, живет, все реально, но одновременно мы находимся как будто в сказке. Но главное — яркое описание характеров и поступков людей, которые умеют достойно переносить трудности, бороться за свободу, не теряя собственного достоинства.
Рассказ построен на сопоставлении двух героев. Кстати, их фамилии значимы. Жилин - от слова «жила», народного названия кровеносных сосудов и сухожилий. Это человек крепкий, волевой, спокойный, смелый выдержать многое. Костылин - от слова «костыль», деревянного орудия двигаться хромым. Это слабохарактерный человек, легко поддающийся унынию, его необходимо поддерживать, направлять. С самого начала герои ведут себя по-разному. Им обоим не хочется двигаться с еле ползущим обозом. Однако Жилин задумывается о том, стоит ли рисковать своей жизнью, добираясь по опасным местам самостоятельно. Этот герой всегда сначала думает, принимает решение, а потом действует. Мысли Костылина здесь (и далее) намеренно скрыты от нас автором. Он не обдумывает свои поступки заранее. Он предлагает Жилину ехать вдвоем, не задумываясь о последствиях, и молчаливо соглашается с предложением Жилина с случае опасности не разъезжаться. При встрече с татарами Костылин мгновенно забывает свое обещание и, видя, что Жилин почти в плену, бессовестно удирает.
Когда оба оказываются у татар, Костылин сразу же соглашается написать письмо домой, чтобы его выкупили за пять тысяч рублей. Жилин знает, что его мать не сможет выслать для выкупа такую сумму, поэтому он сначала торгуется с пленившими его, а после указывает на конверте неправильный адрес. Жилин говорит, что больше пятисот рублей за него дать не смогут. Он просто хочет выиграть время, чтобы суметь выбраться из плена самому.
Жилин вызывает уважение даже у своих врагов. Его «хозяин» Абдул-Мурат называет его джигитом, местные жители ценят его как мастера починить любую вещь. Жилин подружился с Диной, дочерью Абдул-Мурата, делает для нее игрушки.
Костылин в плену просто ждет из дома, а Жилин рассчитывает только на себя. Он готовит побег: осматривает местность, чтобы знать, куда двигаться при побеге, прикармливает хозяйскую собаку, чтобы приручить ее, копает лаз из сарая. Стремясь убежать из плена, он не забывает и Костылина, берет его с собой. Жилин не помнит зла (ведь Костылин однажды его предал). После неудачного побега Жилин все равно не сдается, а Костылин совсем падает духом. Благодаря счастливому стечению обстоятельств Дины, отсутствию татар), собственной настойчивости, храбрости и смекалке Жилину удается выбраться из плена.
Авторские симпатии явно на стороне Жилина: противопоставление главных героев, весь тон повествования говорит об этом.