Образ Гринева-мемуариста в повести А. С. Пушкина«Капитанская дочка»
Один из главных героев романа — Гринев-мемуарист, который по истечении многих лет после описываемых событий посчитал необходимым представить на суд читателя события двух лет его юношеской жизни. Эти два года жизни надолго запомнились Гриневу прежде всего своими "странными” приятельскими отношениями с Пугачевым. Более того, за этот короткий период времени он заметно возмужал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу и мужество, смог отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Создавая образ героя-мемуариста, Пушкин все досконально продумал. Рассказчик Гринев — дворянин. Для него естественно неприятие и осуждение восстания Пугачева и его преследователей. Он добрый, честный, благородный. Придание своему герою именно таких нравственных качеств Пушкин посчитал очень важным и необходимым: читателю легче поверить в правдивость описываемых событий. Неслучаен и возраст Гринева-свидетеля — семнадцать лет. Этот возраст счастливой юности, по Пушкину, как бы делал его героя свободным от социальной морали на "бунт”, на борьбу за свое счастье, на протест против деспотической воли родителей. Юному офицеру-дворянину еще чужд социальный стереотип мышления. Социальный инстинкт подсказывал Гриневу, что относиться к мятежникам и "бунтовщикам” нужно отрицательно, однако в реально возникавших ситуациях он больше доверял личным впечатлениям. Полагая, с точки зрения дворянина, что Пугачев — враг и разбойник, Гринев все же считал своим долгом рассказать правду о поведении этого чег ловека. Правду, какой бы она ни была, не считаясь с тем, что эта правда противоречит той, что сложилась в официальном мнении о Пугачеве. Благодаря честности Гринева-рассказчика, никому не ведомая правда о руководителе восстания Пугачеве стала достоянием всех. Сбереженная с молодости честь позволила Гриневу-мемуаристу быть благородным в описании всего, что он видел много лет назад, быть благодарным за добро Пугачеву. Гринев на склоне лет не пытается ничего скрыть от потомков — ни своих поступков, ни своих тогдашних мыслей: "Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан...”. Мемуарист Гринев — настоящий дворянин, никакие "насильственные потрясения” он не приемлет. Честь ему быть искренним в неприятии вооруженной борьбы народа: "...начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Образ Гринева дан в повести в двух временных измерениях — Гринев в семнадцать лет и Гринев-мемуарист, человек, умудренный опытом и много повидавший на своем веку свое, особенно детство, Гринев-мемуарист описывает с юмором. Взять хотя бы эпизод, повествующий нам об учителе-французе: "Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности” или: "Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу...” Ирония, относящаяся к самому себе, в словах Гринева-мемуариста очень важна. Ею Пушкин стремился подчеркнуть объективность своего рассказчика, показать характер героя положительным, лишенным тщеславия, эгоизма и гордыни.
Для каждого это разные фрагентыМне например нравится вот этот:
"Том чувствовал, что пора ему проснуться от спячки; такая жизнь, может, и подходила для человека в угнетенном состоянии, но в ней как-то не хватало пищи для чувства и было слишком много утомительного разнообразия. Он придумал несколько планов избавления и наконец притворился, будто ему очень нравится болеутолитель. Он просил лекарство так часто, что надоел тетке, и в конце концов она велела ему принимать лекарство самому и оставить ее в покое. Если бы это был Сид, ее радость не омрачилась бы ничем; но так как это был Том, то она потихоньку следила за бутылкой. Оказалось, однако, что лекарство и в самом деле убавляется, но тетке не приходило в голову, что Том поит болеутолителем щель в полу гостиной. Однажды Том только что приготовился угостить эту щель ложкой лекарства, как в комнату вошел теткин желтый кот, мурлыча и жадно поглядывая на ложку, будто просил попробовать. Том сказал ему: - Лучше не проси, если тебе не хочется, Питер. Питер дал понять, что ему хочется. - Смотри не ошибись. Питер был уверен, что не ошибается. - Ну, раз ты просишь, я тебе дам, я не жадный; только смотри, если тебе не понравится, сам будешь виноват, я тут ни при чем. Питер был согласен. Том открыл ему рот и влил туда ложку лекарства. Питер подскочил на два метра кверху, испустил дикий вопль и заметался по комнате, налетая на мебель, опрокидывая горшки с цветами и поднимая невообразимый шум. Потом он встал на задние лапы и заплясал вокруг комнаты в бешеном веселье, склонив голову к плечу и воем выражая неукротимую радость. Потом он помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение. Тетя Полли вошла как раз вовремя и увидела, как Питер перекувырнулся несколько раз, в последний раз испустил мощное "ура" и прыгнул в открытое окно, увлекая за собой уцелевшие горшки с цветами. Тетя Полли словно окаменела от изумления, глядя на него поверх очков; Том валялся на полу, едва живой от смеха. - Том, что такое с Питером? - Я не знаю, тетя, - еле выговорил мальчик. - В жизни ничего подобного не видела. Отчего это с ним? - Право, не знаю, тетя Полли; кошки всегда так себя ведут, когда им весело. - Вот как, неужели? - В ее голосе было что-то такое, что заставило Тома насторожиться. - Да, тетя. То есть я так думаю. - Ты так думаешь? - Да, тетя. Она наклонилась, а Том следил за ней с интересом и тревогой. Он угадал ее намерение слишком поздно. Ручка ложки предательски торчала из-под кровати. Тетя Полли подняла ее и показала ему. Том моргнул и отвел глаза в сторону. Тетя Полли ухватила его по привычке за ухо и хорошенько стукнула по голове наперстком."
Образ Гринева-мемуариста в повести А. С. Пушкина«Капитанская дочка»
Один из главных героев романа — Гринев-мемуарист, который по истечении многих лет после описываемых событий посчитал необходимым представить на суд читателя события двух лет его юношеской жизни. Эти два года жизни надолго запомнились Гриневу прежде всего своими "странными” приятельскими отношениями с Пугачевым. Более того, за этот короткий период времени он заметно возмужал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу и мужество, смог отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье.
Создавая образ героя-мемуариста, Пушкин все досконально продумал. Рассказчик Гринев — дворянин. Для него естественно неприятие и осуждение восстания Пугачева и его преследователей. Он добрый, честный, благородный. Придание своему герою именно таких нравственных качеств Пушкин посчитал очень важным и необходимым: читателю легче поверить в правдивость описываемых событий. Неслучаен и возраст Гринева-свидетеля — семнадцать лет. Этот возраст счастливой юности, по Пушкину, как бы делал его героя свободным от социальной морали на "бунт”, на борьбу за свое счастье, на протест против деспотической воли родителей.
Юному офицеру-дворянину еще чужд социальный стереотип мышления. Социальный инстинкт подсказывал Гриневу, что относиться к мятежникам и "бунтовщикам” нужно отрицательно, однако в реально возникавших ситуациях он больше доверял личным впечатлениям. Полагая, с точки зрения дворянина, что Пугачев — враг и разбойник, Гринев все же считал своим долгом рассказать правду о поведении этого чег ловека. Правду, какой бы она ни была, не считаясь с тем, что эта правда противоречит той, что сложилась в официальном мнении о Пугачеве.
Благодаря честности Гринева-рассказчика, никому не ведомая правда о руководителе восстания Пугачеве стала достоянием всех. Сбереженная с молодости честь позволила Гриневу-мемуаристу быть благородным в описании всего, что он видел много лет назад, быть благодарным за добро Пугачеву.
Гринев на склоне лет не пытается ничего скрыть от потомков — ни своих поступков, ни своих тогдашних мыслей: "Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан...”.
Мемуарист Гринев — настоящий дворянин, никакие "насильственные потрясения” он не приемлет. Честь ему быть искренним в неприятии вооруженной борьбы народа: "...начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”
Образ Гринева дан в повести в двух временных измерениях — Гринев в семнадцать лет и Гринев-мемуарист, человек, умудренный опытом и много повидавший на своем веку свое, особенно детство, Гринев-мемуарист описывает с юмором. Взять хотя бы эпизод, повествующий нам об учителе-французе: "Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности” или: "Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу...” Ирония, относящаяся к самому себе, в словах Гринева-мемуариста очень важна. Ею Пушкин стремился подчеркнуть объективность своего рассказчика, показать характер героя положительным, лишенным тщеславия, эгоизма и гордыни.
Для каждого это разные фрагентыМне например нравится вот этот:
"Том чувствовал, что пора ему проснуться от спячки; такая жизнь, может, и
подходила для человека в угнетенном состоянии, но в ней как-то не хватало
пищи для чувства и было слишком много утомительного разнообразия. Он
придумал несколько планов избавления и наконец притворился, будто ему
очень нравится болеутолитель. Он просил лекарство так часто, что надоел
тетке, и в конце концов она велела ему принимать лекарство самому и
оставить ее в покое. Если бы это был Сид, ее радость не омрачилась бы
ничем; но так как это был Том, то она потихоньку следила за бутылкой.
Оказалось, однако, что лекарство и в самом деле убавляется, но тетке не
приходило в голову, что Том поит болеутолителем щель в полу гостиной.
Однажды Том только что приготовился угостить эту щель ложкой лекарства,
как в комнату вошел теткин желтый кот, мурлыча и жадно поглядывая на
ложку, будто просил попробовать. Том сказал ему:
- Лучше не проси, если тебе не хочется, Питер.
Питер дал понять, что ему хочется.
- Смотри не ошибись.
Питер был уверен, что не ошибается.
- Ну, раз ты просишь, я тебе дам, я не жадный; только смотри, если тебе не
понравится, сам будешь виноват, я тут ни при чем.
Питер был согласен. Том открыл ему рот и влил туда ложку лекарства. Питер
подскочил на два метра кверху, испустил дикий вопль и заметался по
комнате, налетая на мебель, опрокидывая горшки с цветами и поднимая
невообразимый шум. Потом он встал на задние лапы и заплясал вокруг комнаты
в бешеном веселье, склонив голову к плечу и воем выражая неукротимую
радость. Потом он помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и
разрушение. Тетя Полли вошла как раз вовремя и увидела, как Питер
перекувырнулся несколько раз, в последний раз испустил мощное "ура" и
прыгнул в открытое окно, увлекая за собой уцелевшие горшки с цветами. Тетя
Полли словно окаменела от изумления, глядя на него поверх очков; Том
валялся на полу, едва живой от смеха.
- Том, что такое с Питером?
- Я не знаю, тетя, - еле выговорил мальчик.
- В жизни ничего подобного не видела. Отчего это с ним?
- Право, не знаю, тетя Полли; кошки всегда так себя ведут, когда им весело.
- Вот как, неужели? - В ее голосе было что-то такое, что заставило Тома
насторожиться.
- Да, тетя. То есть я так думаю.
- Ты так думаешь?
- Да, тетя.
Она наклонилась, а Том следил за ней с интересом и тревогой. Он угадал ее
намерение слишком поздно. Ручка ложки предательски торчала из-под кровати.
Тетя Полли подняла ее и показала ему. Том моргнул и отвел глаза в сторону.
Тетя Полли ухватила его по привычке за ухо и хорошенько стукнула по голове
наперстком."