Оскудения его?
3. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?
4. Какой обычай соблюдал каждый человек при отправке в тайгу?
5. Зачем Васютка ушел в тайгу?
6. Что такое затеси и как они в тайге?
7. Как началась прогулка Васютки, и как изменилось его настроение, когда он понял, что заблудился?
8. Какой видит Васютка природу, когда осознает свое одиночество?
Лишь одному князю Михайло Репнину не весело, не находит он нечего задорного в маскараде. Он считает позорным и безнравственным такое поведение царя. Опричников он призирает, считает их бандитами и врагами. Пытается князь вразумить царя. Делает государю замечание, что тот предает христьянскую веру и идет на поводу у лукавых. Просит разогнать эту бесовскую рать. Говорит, что такое поведение не позволительно для государя.
Иван Грозный хмурится, ему не понравилось замечание. Он спрашивает у князя, в своём ли тот уме или может он пьян. Приказывает Репнину надеть маску, а если тот ослушается его, то за неповиновение царь обещает его убить. Князь Репнин не желает участвовать в маскараде, не хочет быть посмешищем. Он встаёт, поднимает кубок, произносит тост проклиная опричников. Крестится, призывает царя одуматься, быть справедливым и мудрым каким был царь раньше. Князь хочет, чтобы царь прозрел, и увидел, что вокруг него лицемеры, враги и предатели. Репнин не боится возразить царю, он всегда говорит правду, честен перед государем и перед собой, не отказывается от своих слов. Князь швыряет языческую маску, топчет ее ногами. Своим поступкам он приговаривает себя к смерти.
Князь очень сильно разгневал царя своей дерзостью. Иван Грозный не может вынести неповиновение, критику в свой адрес, да еще на глазах у опричников. Он в ярости протыкает своим жезлом Михайло Репнина, убивая его.
Пир продолжается, все веселятся. Только царю не весело, лишь теперь Иван Грозный понимает, что напрасно, в порыве гнева совершил страшную ошибку, убив преданного раба. Репнин был для него честным, верным и справедливым слугой. Михайло Репнин погиб, но остался верным своему слову и своим убеждениям.
Шарик — бродячий пёс, подобранный профессором Преображенским на московской улице для эксперимента.
Шариков Полиграф Полиграфович — человек, в которого превращается пес после проделанной профессором Преображенским операции.
Преображенский, Филипп Филиппович — блестящий хирург мирового значения, пожилой человек, проживающий в 1920-е годы в Москве.
*Борменталь, Иван Арнольдович — молодой доктор, ассистент профессора Преображенского.
Зинаида Прокофьевна Бунина — молодая девушка, служанка («социал-прислужница» , как ее именовал Шариков в доносе на обитателей квартиры) в квартире профессора Преображенского.
Дарья Петровна Иванова — кухарка профессора Преображенского.
Фёдор — швейцар дома, где проживает профессор Преображенский.
Чугункин Клим Григорьевич — погибший в драке вор-рецидивист, алкоголик и хулиган. Его гипофиз и семенные железы использовались для пересадки Шарику.
Швондер — председатель домкома.
Москва, 1924 год. Профессор Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достиг отличных результатов в практическом омоложении. Продолжая исследования, он задумал небывалый эксперимент — операцию по пересадке человеческого гипофиза и яичек собаке. Выбранный в качестве подопытного животного бездомный пёс Шарик, подобранный им на улице, получил доступ в просторную квартиру профессора и отличное питание. Донором органов стал погибший в драке Клим Чугункин — вор, алкоголик и дебошир.
Результаты операции превзошли ожидания. У Шарика вытянулись конечности, выпала шерсть, появилась речь. По Москве поползли слухи о чудесах, творящихся в доме профессора. Однако Преображенскому очень скоро пришлось о сделанном. С Шариком происходило не только физическое, но и психологическое очеловечивание, — он унаследовал от Чугункина все пагубные привычки. Полиграф Полиграфович Шариков, как он себя сам назвал, обнаружил пристрастие к нецензурной брани, водке, воровству, женскому полу, кабацким застольям, тщеславию и рассуждениям о пролетарской идее. Ради повышения своего социального статуса Шариков по рекомендации домкома Швондера, надеявшегося с его выжить профессора Преображенского из квартиры, устраивается на руководящую должность в отдел очистки города от бездомных животных.
Новая работа радует самолюбие Шарикова, за ним ежедневно приезжает служебная машина, прислуга начинает относится к нему с некоторым уважением, он не чувствует себя ничем обязанным Преображенскому и Борменталю, которые еще пытаются привить ему нормы культурной жизни. Он получает удовольствие от уничтожения бездомных котов, хотя, по словам Преображенского, «коты — это временное» . Шариков приводит в квартиру профессора Преображенского взятую им на работу молодую девушку, которую обманул, приукрасив свою биографию и социальный статус. Узнав от профессора правду, девушка оставляет Шарикова — тот угрожает уволить ее. За девушку вступается доктор Борменталь.
Шариков решает написать политический донос на обитателей квартиры, которые далеко не симпатизируют новой власти и ее представителям в собственном доме. Однако бумага попадает к одному из бывших пациентов Преображенского, который возвращает ее профессору. Преображенский требует от Шарикова убраться из его квартиры, тот отказывается и достает револьвер. Борменталь обезоруживает Шарикова, вместе с профессором они проводят новую операцию — Шариков превращается обратно в собаку. Пёс не помнит ничего из того, что с ним происходило, и счастливо живет в квартире профессора.