«Детство Никиты» - поэтическое повествование о годах формирования человека. Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя. В произведении описывается, казалось бы, хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Но взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: «Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры» . «Все это - мое, -думал он, -когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу… » Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе» . Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. Поэтому нам понятно столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги. «Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома и с ужасом глядел на подходящего Никиту» - это описание скворца дается и мягко улыбающимся взглядом автора, и каким-то интуитивным опоэтизированным видением Никиты, и очеловеченным восприятием Желтухина. Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное» . Толстой включает в повествование и картины быта, с жизненной правдивостью рисует человеческие характеры. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович.
Любовь и поэзия неразрывны - вот почему любовная лирика как никакая другая выявляет индивидуальность поэта, определяет особенность его голоса среди других поэтических голосов. Муза стихотворца отзывается на многое, ей доступны самые разные чувства, эмоции и переживания, однако лишь в словах о любви сполна познается и изливается душа поэта. Обращаясь к любовной лирике Пушкина, понимаешь, насколько непосредственна связь личности поэта и его творчества. Пушкинские стихи - отражение сложной духовной эволюции поэта, который парадоксальным образом в каждой точке своего художественного пути развивался, менялся, оставаясь в чем-то главном-неизменным. Почти все исследователи творчества Пушкина пишут о его «всемирной отзывчивости», о виртуозном умении проникнуть в дух чужой культуры, и прежде всего - античной и западноевропейской. И это неудивительно, ведь на ней Пушкин-лицеист воспитывался, познавал поэтические азы, приобщался к миру подлинного искусства. Отсюда родом вся ранняя, ученическая лирика поэта, населенная многочисленными мифологическими образами. В любовных стихах этого периода, пронизанных духом веселой, игривой фривольности, мы не встретим реалистически выписанного образа возлюбленной, а найдем обобщенный, собирательный портрет прекрасной Делии, Хлои, Дорины, Розины. Смехи, вольность - все под лавку, Из Катонов я в отставку, И теперь я-Селадон! - шутливо заявляет юный поэт, пробуя себя в столь популярной в лицейских кругах любовной лирике. Серьезное ч увство еще не посетило поэта, и любовь в его изображении легка и беспечальна, совершенно в духе античного поэта Анакреонта: «Миг блаженства век лови» («Блаженство»). Полные юмора и изящества, любовные миниатюры раннего Пушкина представляют собой то пасторали с неизменными пастушками («Рассудок и любовь»), то пикантные или простодушные сценки, изобилующие «зефирами», «стенаньями», «огнем любви несчастной» («Любовь одна- веселье жизни хладной»). Юный поэт нимало не обременяет чувства своих стилизованных героев сложной и противоречивой психологией: любовь, как правило, внушается им или нашептывается Эротом («Опытность»), зарождается под воздействием стрелы, метко пущенной в сердце Купидоном. Безответная любовь для пушкинских героев этих стихотворений - безусловно несчастная любовь: Любовь одна - веселье жизни хладной, Любовь одна-мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец. А ведь в любовной лирике зрелого периода поэт продемонстрирует вершины самоотверженности и величия духа в ситуации неразделенной любви. Уже в раннем стихотворении 1916-го года «Я думал, что любовь погасла навсегда» дает о себе знать «взросление» души поэта. Здесь намечается противопоставление любви и идеалов вольнолюбия. «Амур, уж я не твой», - с грустью признается лирический герой этого стихотворения. Действительно, в этот период, отмеченный близостью к декабристским кругам и сочувствием их идеалам, мечтами о свободе, любовная фразеология в пушкинских стихах сменяется образом боевого товарищества. Идеалом для «Союза благоденствия», на который ориентировался Пушкин, был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины. С этих позиций любовная лирика осуждалась как расслабляющая и уводящая от сурового героизма. Однако Пушкин далек от такой прямолинейности, и его позиция в определении соотношения личного и общественного более сложная. В стихотворении «Краев чужих неопытный любитель» поэт пишет: Где гражданин с душою благородной, Возвышенной и пламенно свободной? Где женщина - не с хладной красотой, Но с пламенной, пленительной, живой? Таким образом, Пушкин сопоставляет, ставит рядов два высоких идеала: гражданский и человеческий. Параллелизм «пламенная свободная душа» и «пламенная красота» еще резче подчеркивает, что в глазах поэта любовь не противостоит свободе, а является как бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет личности, а не ее самоограничение. Вот почему для Пушкина политическая и любовная лирика не противостоят друг другу, а сливаются в общем порыве свободолюбия. Любовь в зрелой лирике Пушкина становится всеохватывающим чувством, оплодотворяющим саму жизнь, дающим ей смысл. Так, в знаменитом стихотворении, посвященном А. П. Керн, «чудное мгновенье» созерцания любимой женщины возрождает героя, приобщает его к вечности: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. В ряд равновеликих ценностей «жизнь» и «любовь» поэт включает и «вдохновенье». Поэтому с уверенностью можно сказать, что любовь для пушкинского лирического героя - это еще и творчество, ведь вдохновенье для Пушкина- неотъемлемая примета творчества, его синоним. Перед нами зрелый человек и зрелый мастер, стихи и судьба которого находятся в неразрывном единстве.
«Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры» .
«Все это - мое, -думал он, -когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу… »
Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе» . Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. Поэтому нам понятно столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги.
«Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома и с ужасом глядел на подходящего Никиту» - это описание скворца дается и мягко улыбающимся взглядом автора, и каким-то интуитивным опоэтизированным видением Никиты, и очеловеченным восприятием Желтухина.
Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное» . Толстой включает в повествование и картины быта, с жизненной правдивостью рисует человеческие характеры. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович.
никакая другая выявляет индивидуальность поэта, определяет особенность
его голоса среди других поэтических голосов. Муза стихотворца
отзывается на многое, ей доступны самые разные чувства,
эмоции и переживания, однако лишь в словах о любви сполна познается
и изливается душа поэта. Обращаясь к любовной лирике
Пушкина, понимаешь, насколько непосредственна связь личности
поэта и его творчества. Пушкинские стихи - отражение сложной
духовной эволюции поэта, который парадоксальным образом в каждой
точке своего художественного пути развивался, менялся, оставаясь
в чем-то главном-неизменным.
Почти все исследователи творчества Пушкина пишут о его «всемирной
отзывчивости», о виртуозном умении проникнуть в дух чужой
культуры, и прежде всего - античной и западноевропейской.
И это неудивительно, ведь на ней Пушкин-лицеист воспитывался,
познавал поэтические азы, приобщался к миру подлинного искусства.
Отсюда родом вся ранняя, ученическая лирика поэта, населенная
многочисленными мифологическими образами. В любовных стихах
этого периода, пронизанных духом веселой, игривой фривольности,
мы не встретим реалистически выписанного образа возлюбленной,
а найдем обобщенный, собирательный портрет прекрасной
Делии, Хлои, Дорины, Розины.
Смехи, вольность - все под лавку,
Из Катонов я в отставку,
И теперь я-Селадон! -
шутливо заявляет юный поэт, пробуя себя в столь популярной в лицейских
кругах любовной лирике. Серьезное ч увство еще не посетило
поэта, и любовь в его изображении легка и беспечальна, совершенно
в духе античного поэта Анакреонта: «Миг блаженства век
лови» («Блаженство»). Полные юмора и изящества, любовные миниатюры
раннего Пушкина представляют собой то пасторали с неизменными
пастушками («Рассудок и любовь»), то пикантные или простодушные
сценки, изобилующие «зефирами», «стенаньями», «огнем
любви несчастной» («Любовь одна- веселье жизни хладной»). Юный
поэт нимало не обременяет чувства своих стилизованных героев
сложной и противоречивой психологией: любовь, как правило,
внушается им или нашептывается Эротом («Опытность»), зарождается
под воздействием стрелы, метко пущенной в сердце Купидоном.
Безответная любовь для пушкинских героев этих стихотворений -
безусловно несчастная любовь:
Любовь одна - веселье жизни хладной,
Любовь одна-мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
А ведь в любовной лирике зрелого периода поэт продемонстрирует
вершины самоотверженности и величия духа в ситуации неразделенной
любви.
Уже в раннем стихотворении 1916-го года «Я думал, что любовь
погасла навсегда» дает о себе знать «взросление» души поэта. Здесь
намечается противопоставление любви и идеалов вольнолюбия.
«Амур, уж я не твой», - с грустью признается лирический герой
этого стихотворения. Действительно, в этот период, отмеченный близостью
к декабристским кругам и сочувствием их идеалам, мечтами
о свободе, любовная фразеология в пушкинских стихах сменяется
образом боевого товарищества. Идеалом для «Союза благоденствия»,
на который ориентировался Пушкин, был герой, добровольно отказывающийся
от личного счастья ради счастья родины. С этих позиций
любовная лирика осуждалась как расслабляющая и уводящая
от сурового героизма. Однако Пушкин далек от такой прямолинейности,
и его позиция в определении соотношения личного и общественного
более сложная. В стихотворении «Краев чужих неопытный
любитель» поэт пишет:
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина - не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Таким образом, Пушкин сопоставляет, ставит рядов два высоких
идеала: гражданский и человеческий. Параллелизм «пламенная
свободная душа» и «пламенная красота» еще резче подчеркивает,
что в глазах поэта любовь не противостоит свободе, а является как
бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет личности,
а не ее самоограничение. Вот почему для Пушкина политическая
и любовная лирика не противостоят друг другу, а сливаются в общем
порыве свободолюбия.
Любовь в зрелой лирике Пушкина становится всеохватывающим
чувством, оплодотворяющим саму жизнь, дающим ей смысл. Так, в знаменитом
стихотворении, посвященном А. П. Керн, «чудное мгновенье»
созерцания любимой женщины возрождает героя, приобщает его
к вечности: И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В ряд равновеликих ценностей «жизнь» и «любовь» поэт включает
и «вдохновенье». Поэтому с уверенностью можно сказать, что
любовь для пушкинского лирического героя - это еще и творчество,
ведь вдохновенье для Пушкина- неотъемлемая примета творчества,
его синоним. Перед нами зрелый человек и зрелый мастер, стихи
и судьба которого находятся в неразрывном единстве.