Основная мысль, тема стихотворения библиотека материалов
ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ

Предмет: Родная (русская) литература
Дата: …...2021 г.
Классы: 8-……. класс
Учитель: Танашевич А.А.
Урок 8. Р.р. Выразительное чтение и анализ стихотворения
Н. И. Рыленкова «Возможно ль высказать без слов…». И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»: внутренний мир героини.
Тип урока: урок открытия знаний.
Цели: выразительно читать и анализировать стихотворение Н. И. Рыленкова «Возможно ль высказать без слов…»; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного
Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
Оборудование: Родная русская литература. 8 класс. Учебное пособие 2021 | Беляева Н.В., Критарова Ж.Н., Аристова М.А., Добротина И.Н., Александрова О.М., Мухаметшина Р.Ф., тетрадь, раздаточный материал с текстами. Презентация.
Ход урока
Куда ни посмотришь — родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Н. И. Рыленков
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На уроке мы познакомились со стихотворениями известных русский писателей С.А. Есенина и И. А. Бунина об одном из праздников русского мира – Святой Троице. Сегодня я предлагаю продолжить знакомство с произведениями, в которых раскрываются особенности поднятой темы.
4. Работа по теме урока.
1) Первичное усвоение новых знаний. (С. 80-81 учебного пособия.) Слайд 2
Николай Иванович Рыленков (1909 — 1969) — русский лирик, прозаик и переводчик. Малой родиной поэта была Смоленская земля: здесь он родился, учился, работал сельским учителем, делал первые творческие шаги и получил признание как один из основателей смоленской поэтической школы, в создании которой участвовали также его прославленные земляки Александр Твардовский и Михаил Исаковский.
Рыленков начал печататься рано, будучи девятиклассником. Первый сборник его стихов вышел в 1933 году. Стихотворения предвоенной поры представили Н. И. Рыленкова вполне сложившимся поэтом. Основные направления его творчества — русское искусство, русская природа, русская история — определились в сборнике «Берёзовый перелесок», вышедшем в 1940 году.
Вернувшись после войны в Смоленск, Николай Иванович многие годы возглавлял Смоленскую писательскую организацию. Для Рыленкова ценность художника определялась его отношением к родному краю: «Нужно многое пережить и о многом передумать, чтобы понять, что лучше всего поэт раскрывается на том, как он пишет о своих родных местах. Пришло время, когда и для меня это стало главным мерилом любого искусства».
2) Первичная проверка понимания.
· Чтение и анализ стихотворения «Возможно ль высказать без слов…». С. 72-73
Возможно ль высказать без слов,
Как мир прекрасен за оградой?
И кисть берёт Андрей Рублёв,
Разводит краски под лампадой.
Он ангельский напишет лик,
Запечатлеет в нём навеки
Всё, что узрел, душой велик,
Возвышенного в человеке.
Свершить обет пришла пора,
Любовь превыше хитрых правил...
Чему учили мастера,
А в этом сам народ наставил.
Он твёрдо верит: человек
Явился в мир не для печали.
И пьёт из тех чистейших рек,
Что в сердце с детских лет журчали.
Суров монашеский приют,
И тишина душе желанна,
А краски дивные поют
Всему живущему: «Осанна!»
Объяснение:
Д.И. Фонвизин - известный драматург и публицист 18 века .Он вступал в полемику с самой императрицей ,надеясь просветить ее и тем самым удержать от необдуманных и серьезных проступков .Но его теория просвещённой монархии потерпела фиаско .Екатерина 2 - сочла Фонвизина своим врагом и стала препятствовать его творчеству."Придворную грамматику " запрещали ,писали ,что автор клевещет на императрицу и ее двор .О своих просветительских взглядах в борьбе с самодержавием и крепостничеством драматург сумел рассказать и показать в пьесе "Недоросль" Ведь именно в ней государственный чиновник Правдин берет под опеку имение Простаковой за бесчеловечное отношение к своим крепостным крестьянам.Это были мечты Фонвизина .Его желания .В жизни так случалось крайне редко .Просветить монархов сложно .Но Пушкин говорил :"Сатиры смелый властелин ,блистал Фонвизин ,друг свободы" Вот это идеалы и пытался донести до власти драматург .В его "Недоросли" мы встречаем и открытую критику самодержавия .Об этом говорит рупор идей автора -Стародум:
"...Начинаются чины – перестает искренность..." "...Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного..." "...имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы..." "... [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. "...чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается..." "...гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг Так во что верит Фонвизин ?В силу разума ,в здравый смысл ,в милосердие ,в порядочность ,честность ,ответственность и благоразумие .,в долг и честь человека! Этому у него научился А.С.Пушкин ,который впоследствии скажет: !"..В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал"
Начало жизненного пути
Мигель появился на свет 29 сентября 1547 года в разорившемся дворянском семействе, в испанском городке Алькала-де-Энарес. Достоверной информации о детских и юношеских годах писателя нет.
В возрасте 23 лет Сервантес поступил на службу в полк Испанской морской пехоты. Во время одного из сражений он был тяжело ранен: пуля, пронзившая предплечье молодого солдата, навсегда лишила подвижности его левую руку.
Восстановив здоровье в госпитале, Мигель вернулся на службу. Ему довелось участвовать в морских экспедициях и побывать во многих заморских странах. Во время очередного плавания в 1575 году он попал в плен к алжирским пиратам, которые потребовали за него большой выкуп. В плену Сервантес провел пять лет, совершив несколько попыток побега. Однако каждый раз беглеца ловили и жестоко наказывали.
Долгожданное освобождение пришло вместе с христианскими миссионерами, и Мигель вновь вернулся на службу.
Творчество
Свое истинное призвание Сервантес осознал в достаточно зрелом возрасте. Его первый роман «Галатея» был написан в 1585 году. Как и несколько последовавших за ним драматических пьес он не имел успеха.
Однако даже в самые трудные времена, когда заработанных денег едва хватало на пропитание, Мигель не прекращал сочинять, черпая вдохновение из своей скитальческой жизни.
Муза сжалилась над настойчивым писателем лишь в 1604 году, когда он написал первую часть своего нетленного романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Книга сразу вызвала живой интерес среди читателей не только в родной Испании, но и в других странах.
К сожалению, публикация романа не принесла Сервантесу долгожданной финансовой стабильности, но он не опустил руки. Вскоре он опубликовал продолжение «героических» подвигов идальго, а также еще несколько произведений.
Личная жизнь
Супругой Мигеля была дворянка Каталина Паласиос де Саласар. Согласно краткой биографии Сервантеса, этот брак оказался бездетным, но у писателя была одна незаконнорожденная дочь, которую он признал – Изабелла де Сервантес.
Смерть
Причиной смерти писателя стала водянка, от которой он скончался 22 апреля 1616 года.