Особенности поэтики песни(виды снизу) Примеры(песен) Народно-поэтические обороты речи Повторы Обращения Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами Краткие и усечённые формы прилагательных Постоянные эпитеты
Поэтическое содержание лирических песен отразилось и в их композиции.
В основе композиции всех лирических песен лежат три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог). Наиболее распространенными композиционными формами являются монолог и повествовательная часть + монолог (или диалог).
Лирические песни имеют так называемую "цепочную композицию", когда "отдельные картины песни связываются между собой “цепочно”: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д. Так вся песня постепенно от одной картины при ее последнего образа “цепочно” переходит к следующей, пока не дойдет до самой важной картины, выражающей основное содержание песни"1. Так построена, например, песня "Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет":
Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет...
Веселая беседушка, где батюшка пьет;
Он пить не пьет, родимый мой, за мной, младой, шлет:
А я, млада-младешенька, замешкалася
За утками, за гусями, за лебедями,
За мелкою за пташечкой – за журушкой!
Как журушка по бережку похаживает...2
Но не только цепочной формой композиции отличаются лирические необрядовые песни от лирических обрядовых песен и от . Лирические обрядовые песни и не имеют четко выраженных зачинов и концовок, в лирических же необрядовых песнях и зачины, и концовки есть.
Поэтическое содержание лирических песен отразилось и в их композиции.
В основе композиции всех лирических песен лежат три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог). Наиболее распространенными композиционными формами являются монолог и повествовательная часть + монолог (или диалог).
Лирические песни имеют так называемую "цепочную композицию", когда "отдельные картины песни связываются между собой “цепочно”: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д. Так вся песня постепенно от одной картины при ее последнего образа “цепочно” переходит к следующей, пока не дойдет до самой важной картины, выражающей основное содержание песни"1. Так построена, например, песня "Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет":
Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет...
Веселая беседушка, где батюшка пьет;
Он пить не пьет, родимый мой, за мной, младой, шлет:
А я, млада-младешенька, замешкалася
За утками, за гусями, за лебедями,
За мелкою за пташечкой – за журушкой!
Как журушка по бережку похаживает...2
Но не только цепочной формой композиции отличаются лирические необрядовые песни от лирических обрядовых песен и от . Лирические обрядовые песни и не имеют четко выраженных зачинов и концовок, в лирических же необрядовых песнях и зачины, и концовки есть.