Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление...» М.В.Ломоносова 1.О какой бездне пишет Ломоносов?
2.Какую оценку человеку он даёт?
3.В каких отношениях, по его мнению, находятся человек и Вселенная?
4.Какие слова отличают¬ся от современного языка и норм речи? Какую стилистическую окраску они придают тексту?
5.В чём состоит закон устройства природной жизни? Какие чувства вызывает у автора это Божественное ми¬роустройство?
6.Какие вопросы и с какой целью задаёт поэт?
7.Как он выражает своё восхищение величием Бога? Почему перед могуществом Вселен¬ной он испытывает и восторг, и ужас?
8.В чём, по мнению Ломоносова, величие Твор¬ца?
9.Какие философские выводы делает автор? Докажите, что оду можно воспринимать как гимн человеку. Обоснуйте свой ответ.
10.Какова тема и главная мысль оды «Вечернее размышле¬ние...»?
Литература и музыка, слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Поэтический текст придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.
Стихи многих поэтов послужили поэтической основой музыкального произведения. В первую очередь нам, конечно, вспоминается имя А.С.Пушкина и его настоящие поэтические шедевры, в которых уже заключена великая сила музыки. Но мне бы хотелось вспомнить другое не менее известное имя.
Рассказ «Аристократка» написан Михаилом Зощенко в 1923 году. Это было послереволюционное время в России. Только кончилась гражданская война, в России царила разруха и голод. Бывшие аристократы, интеллигенты, просто культурные и образованные люди стали немногочисленными и незаметными на фоне всплывшей на поверхность новой социальной прослойки – обывателей. Это люди невоспитанные, необразованные, примитивные, с убогой моралью. Обыватель характерен тем, что живет мелкими личными интересами, но не осознает своей пошлости, хамства и глупости, а наоборот, «как кавалер и у власти» и «лицо официальное» выставляет их напоказ.
В рассказе писатель очень тонко отмечает и обобщает признаки этого времени. Чем же отличались люди этого времени? Что в них было характерно?
Возьмем, например, речь главного героя. Никогда раньше приличный человек не выразился бы так, как выражается Григорий Иванович: «…не люблю баб, которые в шляпках», «…и не баба вовсе, а гладкое место», «стоит этакая фря», «как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной», «волочусь, что щука», «развернула свою идеологию», «ты, гражданка», ну и знаменитое «Ложи,— говорю,— взад!».
Речь «аристократки» так же убога: «Аж голова закрутилась», «мы привыкшие», «Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег — не ездют с дамами».
Или еще приметы времени: золотой зуб у «дамы», фильдекосовые чулочки, давно умершее слово «комячейка» (кто не знает – это коммунистическая ячейка). А чего стоит дамы «скушать» за один раз четыре пирожных! Это также очень тонко выраженная автором примета времени – скудного и голодного, когда пирожные недоступны и чрезвычайно дороги. Еще и удивительно, что у Григория Ивановича на них хватило денег. Да и не так уж он плох, по крайней мере, не жадный, сам предложил пирожными угоститься.
Вот такой у меня вышел портрет героев новой социальной эпохи: всякий аристократизм им чужд и враждебен.