краткий словарь лингвистических терминов даёт довольно сложное толкование термину члены предложения. это «структурно-семантические компоненты предложения, которые различаются по своей функции и выделяются по целому комплексу формальных и смысловых признаков».
если сказать проще, то члены предложения – это слова разных частей речи, которые в предложении играют определённую роль, что позволяет разобраться в его структуре и решить вопрос о расстановке знаков препинания.
члены предложения делятся на две группы: главные и второстепенные.
главные члены предложения составляют его грамматическую основу, или предикативный центр. это подлежащее и сказуемое. они связаны друг с другом.
второстепенные члены предложения – это члены предложения, входящие в состав главных (состав подлежащего, состав сказуемого). они поясняют главные члены, зависят
♦ либо непосредственно от главных членов;
♦ либо от других ленов предложения, поясняющих
второстепенные члены – это дополнение, определение (в том числе и приложение) и обстоятельство.
дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет (объект действия), относится чаще всего к сказуемому, реже – к другим членам предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. напомню, что косвенными называются все падежи, кроме именительного.
определение в языке – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей?
приложение – это определение, выраженное согласованным с определяемым словом существительным и отвечающее на вопрос какой? (поэт пушкин родился в 1799 году. пушкин родился – грамматическая основа; какой пушкин? – поэт; поэт – приложение).
обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, если поясняет глагол-сказуемое, или признак признака, если поясняет определение или другое обстоятельство. разрядов обстоятельств по значению много, а потому и вопросов к ним как к членам предложения тоже много, причём у каждого разряда они свои.
обстоятельства имеют 9 разрядов, то есть они обозначают:
♦ образ действия (как? каким образом? );
♦ меру и степень (как? в какой мере, степени? );
♦ место (где? куда? откуда);
♦ время (когда? как долго? с каких пор? до каких пор;
♦ причину (почему? отчего? );
♦ цель (зачем? с какой целью? );
♦ условие (при каком условии? );
♦ уступку (несмотря на что? вопреки чему? );
♦ сравнение (как что? будто что? подобно чему? и
при выполнении синтаксического разбора предложения определения подчёркиваются волнистой линией, дополнения – пунктирной, а обстоятельства – линией точка-пунктир.
гордостью науки и был михаил васильевич ломоносов. ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки — , , , механике, он сыграл большую роль в развитии культуры и .
м. в. ломоносов в соответствии с принципами классицизма упорядочил и систематизировал язык. он создал учение о стилях языка. все современное ему словарное богатство м. в. ломоносов разбил на три группы, образующие три стиля — высокий, средний и низкий. «высокий штиль» состоит из слов старославянского происхождения, которые практически не употребляются в разговорной речи. этим стилем, по мнению м.в. ломоносова, надо писать трагедии, героические поэмы, оды. «средний штиль» включает и разговорную лексику, и общеупотребительные старославянские по происхождению слова, понятные каждому носителю языка. «средний штиль» используется в научных сочинениях, стихотворных посланиях друзьям. «низкий штиль» складывается из слов живой разговорной речи и простонародных слов. им можно писать комедии, песни, басни.
м. в. ломоносов провел реформу стихосложения. поэзия начала xviii в. писалась на основе силлабического стихосложения. м. в. ломоносов развил силлабо-тоническую систему, начало которой положил василий кириллович тредиаковский (1703-1769). силлабо-тонический стих был более естественен и органичен для языка, и его введение способствовало подъему национальной поэзии.
в поэзии м. в. ломоносов известен как автор многочисленных од. основными темами его торжественных стихов были природа и ее познание, труд, прославление военных побед россии. м. в. ломоносова свойственен гражданско-патриотический пафос. в «оде на взятие хотина» поэт воспевает блестящую победу войск над турками. «ода на день восшествия на престол императрицы елисаветы петровны» обращена к властительнице россии с призывом продолжать петровские реформы, покровительствовать наукам и искусствам. ломоносов показывает богатство и огромные возможности россии, он уверен, что «может собственных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля рождать».
начатая как воспевание елизаветы петровны, «ода на день восшествия…» превращается в гимн науке.
ответ:
это члены предложения.
краткий словарь лингвистических терминов даёт довольно сложное толкование термину члены предложения. это «структурно-семантические компоненты предложения, которые различаются по своей функции и выделяются по целому комплексу формальных и смысловых признаков».
если сказать проще, то члены предложения – это слова разных частей речи, которые в предложении играют определённую роль, что позволяет разобраться в его структуре и решить вопрос о расстановке знаков препинания.
члены предложения делятся на две группы: главные и второстепенные.
главные члены предложения составляют его грамматическую основу, или предикативный центр. это подлежащее и сказуемое. они связаны друг с другом.
второстепенные члены предложения – это члены предложения, входящие в состав главных (состав подлежащего, состав сказуемого). они поясняют главные члены, зависят
♦ либо непосредственно от главных членов;
♦ либо от других ленов предложения, поясняющих
второстепенные члены – это дополнение, определение (в том числе и приложение) и обстоятельство.
дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет (объект действия), относится чаще всего к сказуемому, реже – к другим членам предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. напомню, что косвенными называются все падежи, кроме именительного.
определение в языке – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей?
приложение – это определение, выраженное согласованным с определяемым словом существительным и отвечающее на вопрос какой? (поэт пушкин родился в 1799 году. пушкин родился – грамматическая основа; какой пушкин? – поэт; поэт – приложение).
обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, если поясняет глагол-сказуемое, или признак признака, если поясняет определение или другое обстоятельство. разрядов обстоятельств по значению много, а потому и вопросов к ним как к членам предложения тоже много, причём у каждого разряда они свои.
обстоятельства имеют 9 разрядов, то есть они обозначают:
♦ образ действия (как? каким образом? );
♦ меру и степень (как? в какой мере, степени? );
♦ место (где? куда? откуда);
♦ время (когда? как долго? с каких пор? до каких пор;
♦ причину (почему? отчего? );
♦ цель (зачем? с какой целью? );
♦ условие (при каком условии? );
♦ уступку (несмотря на что? вопреки чему? );
♦ сравнение (как что? будто что? подобно чему? и
при выполнении синтаксического разбора предложения определения подчёркиваются волнистой линией, дополнения – пунктирной, а обстоятельства – линией точка-пунктир.
ответ:
гордостью науки и был михаил васильевич ломоносов. ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки — , , , механике, он сыграл большую роль в развитии культуры и .
м. в. ломоносов в соответствии с принципами классицизма упорядочил и систематизировал язык. он создал учение о стилях языка. все современное ему словарное богатство м. в. ломоносов разбил на три группы, образующие три стиля — высокий, средний и низкий. «высокий штиль» состоит из слов старославянского происхождения, которые практически не употребляются в разговорной речи. этим стилем, по мнению м.в. ломоносова, надо писать трагедии, героические поэмы, оды. «средний штиль» включает и разговорную лексику, и общеупотребительные старославянские по происхождению слова, понятные каждому носителю языка. «средний штиль» используется в научных сочинениях, стихотворных посланиях друзьям. «низкий штиль» складывается из слов живой разговорной речи и простонародных слов. им можно писать комедии, песни, басни.
м. в. ломоносов провел реформу стихосложения. поэзия начала xviii в. писалась на основе силлабического стихосложения. м. в. ломоносов развил силлабо-тоническую систему, начало которой положил василий кириллович тредиаковский (1703-1769). силлабо-тонический стих был более естественен и органичен для языка, и его введение способствовало подъему национальной поэзии.
в поэзии м. в. ломоносов известен как автор многочисленных од. основными темами его торжественных стихов были природа и ее познание, труд, прославление военных побед россии. м. в. ломоносова свойственен гражданско-патриотический пафос. в «оде на взятие хотина» поэт воспевает блестящую победу войск над турками. «ода на день восшествия на престол императрицы елисаветы петровны» обращена к властительнице россии с призывом продолжать петровские реформы, покровительствовать наукам и искусствам. ломоносов показывает богатство и огромные возможности россии, он уверен, что «может собственных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля рождать».
начатая как воспевание елизаветы петровны, «ода на день восшествия…» превращается в гимн науке.