Цитаты написать не могу,так как книги с собой нет,а спорят они о нигилистах,работе,отношению к семье,о свободе,о литературе,об искусстве и природе,да и вообще о жизни) подробные темы и цитаты в главе 22 вроде,ну или где-то там) Сравнительная таблица Павел Петрович КирсановЕвгений Базаров1. Внешность, стиль поведенияПодтянутость, изысканность, аристократизм.«Весь облик Аркадиева дяди, изящный. Породистый, сохранил юношескую стройность…»«Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями…»«Эдакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит...»Развязность, небрежность, грубоватость. «- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротничок балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось улыбкою и выражало самоуверенность и ум».2. Общественно-политические взглядыЛиберал, аристократ.«… все меня знают за человека либерального и любящего прогресс…»«… без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию. Личность… вот главное».Нигилист.Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».Базаров: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».Теория расчистки места.Аркадий: «Мы ломаем, потому что мы сила. … Сила – так и не дает отчета».Базаров: «Нравственные болезни человека - от дурного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет».3. Отношение к народу«…он, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон».«- Мой дед землю пахал, - с надменной гордостью отвечал Базаров.И в то же время презирает народ.4. Философские взглядыВерит в БогаМатериалист«… важно то, что дважды два четыре, а остальное пустяки».Не признает философию«Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой».5. Жизненное кредо«Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди».«Принципов вообще нет, а есть ощущения».«Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть».6. Эстетические взглядыЗащищает искусство, но сам к нему равнодушен.«Павел Петрович дошел до конца сада и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа».Отрицает искусство, поэзию, эстетическую сторону жизни.«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».«Рафаэль гроша медного не стоит».«Природа не храм, а мастерская…».«Я нахожу. Что говорить красиво неприлично». 7. Отношение к женщине, любвиОтношение к женщине благоговейное, почтительное, любовь рыцарская, благородная, чистая.Отрицает любовь«И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты ка анатомия глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше лягушек смотреть».«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся».«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр».
В чем же проявляются черты классицистической комедии в произведении? В «Горе от ума» формально были соблюдены законы трех единств (места, времени, действия), сохранены нравоучительность названия, традиционные комические амплуа: Чацкий - незадачливый любовник; Молчалин - удачливый любовник и хитрец; Софья - избалованная сентиментальная девица; Фамусов - отец, которого все обманывают, в то время как он озабочен выгодным браком дочери; Лиза - проницательная, ловкая служанка. Все это позволяет с полным правом отнести произведение Грибоедова к комедии.
Но нельзя забывать о том, что тон в «Горе от ума» задает вовсе не комедийное начало. В основе произведения лежит социально-политический конфликт: столкновение мракобесов с выразителем передовых идей. И решается этот конфликт, естественно, не в комедийном плане.
Чацкий — молодой, искренний, смелый до дерзости, с неуравновешенным, нервным характером; в нем огромный запас сил, и он необычайно активен, рвется к действию, готов вспыхнуть в любую минуту и доказывать кому угодно справедливость своего мнения. Он ошибается, он готов защищать свои идеи, не понимая или не желая понять, что не будет услышан и поддержан. Главная черта Чацкого — вольный ум, здравомыслие, «озлобленный ум» критически мыслящего человека. Он «не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием». Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Сначала он весел и шутит вовсе не зло, и лишь когда Фамусов, ставя ему в пример «старших», задевает самые дорогие его убеждения, только тогда он начинает сражение. Средства - монологи, афористические суждения, характеристика героя другими действующими лицами, речь героя.
Сравнительная таблица
Павел Петрович КирсановЕвгений Базаров1. Внешность, стиль поведенияПодтянутость, изысканность, аристократизм.«Весь облик Аркадиева дяди, изящный. Породистый, сохранил юношескую стройность…»«Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями…»«Эдакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит...»Развязность, небрежность, грубоватость. «- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротничок балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось улыбкою и выражало самоуверенность и ум».2. Общественно-политические взглядыЛиберал, аристократ.«… все меня знают за человека либерального и любящего прогресс…»«… без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию. Личность… вот главное».Нигилист.Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».Базаров: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».Теория расчистки места.Аркадий: «Мы ломаем, потому что мы сила. … Сила – так и не дает отчета».Базаров: «Нравственные болезни человека - от дурного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет».3. Отношение к народу«…он, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон».«- Мой дед землю пахал, - с надменной гордостью отвечал Базаров.И в то же время презирает народ.4. Философские взглядыВерит в БогаМатериалист«… важно то, что дважды два четыре, а остальное пустяки».Не признает философию«Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой».5. Жизненное кредо«Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди».«Принципов вообще нет, а есть ощущения».«Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть».6. Эстетические взглядыЗащищает искусство, но сам к нему равнодушен.«Павел Петрович дошел до конца сада и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа».Отрицает искусство, поэзию, эстетическую сторону жизни.«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».«Рафаэль гроша медного не стоит».«Природа не храм, а мастерская…».«Я нахожу. Что говорить красиво неприлично». 7. Отношение к женщине, любвиОтношение к женщине благоговейное, почтительное, любовь рыцарская, благородная, чистая.Отрицает любовь«И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты ка анатомия глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше лягушек смотреть».«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся».«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр».
В чем же проявляются черты классицистической комедии в произведении? В «Горе от ума» формально были соблюдены законы трех единств (места, времени, действия), сохранены нравоучительность названия, традиционные комические амплуа: Чацкий - незадачливый любовник; Молчалин - удачливый любовник и хитрец; Софья - избалованная сентиментальная девица; Фамусов - отец, которого все обманывают, в то время как он озабочен выгодным браком дочери; Лиза - проницательная, ловкая служанка. Все это позволяет с полным правом отнести произведение Грибоедова к комедии.
Но нельзя забывать о том, что тон в «Горе от ума» задает вовсе не комедийное начало. В основе произведения лежит социально-политический конфликт: столкновение мракобесов с выразителем передовых идей. И решается этот конфликт, естественно, не в комедийном плане.
Чацкий — молодой, искренний, смелый до дерзости, с неуравновешенным, нервным характером; в нем огромный запас сил, и он необычайно активен, рвется к действию, готов вспыхнуть в любую минуту и доказывать кому угодно справедливость своего мнения. Он ошибается, он готов защищать свои идеи, не понимая или не желая понять, что не будет услышан и поддержан. Главная черта Чацкого — вольный ум, здравомыслие, «озлобленный ум» критически мыслящего человека. Он «не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием». Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Сначала он весел и шутит вовсе не зло, и лишь когда Фамусов, ставя ему в пример «старших», задевает самые дорогие его убеждения, только тогда он начинает сражение.Средства - монологи, афористические суждения, характеристика героя другими действующими лицами, речь героя.