У Чехова символично само название пьесы. Образ вишневого сада, скрепляющий весь сюжет пьесы, наполняется особым значением для каждого из главных героев. Так, для Раневской и Гаева этот образ – символ дома, юности, красоты всего лучшего, что было в жизни. Для Лопахина – это символ его успеха, торжества, своеобразный реванш за Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…». Петя Трофимов сопоставляет вишневый сад с образом России: «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест». Вместе с тем этот персонаж вводит здесь мотив несчастий, страданий, жизни за чужой счет: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…». Для автора же, думается, цветущий вишневый сад – символ красоты и чистоты, а вырубка его – нарушение былой гармонии, покушение на вечные, незыблемые основы жизни. Символом самого же вишневого сада становится в комедии букет, который присылает садовник (первое действие). С гибелью сада герои лишаются своего фактически лишаются дома, родственных связей.
Для мужчин и женщин изношенного космического корабля паломников "Иона", членов Священного Ордена Святой Бригиды и Святого Брендона, это был последний шанс. Даже под угрозой сожжения на костре они вынуждены выполнять Закон Ордена; они не могут вторгаться на планету, планета должна их пригласить. У них нет уверенности в том, что такое приглашение последует. Капитан корабля, Святая Настоятельница монастыря, Дейдра Кардина Фиджеральд посылает Симуса О'Нейла разведчиком. Разведчик? Симус-первоклассный солдат, второсортный поэт и молодой человек, ищущий настоящнй любви. Он не дипломат. Планета красива. Женщины планеты очаровательны и нежны, за исключением великолепной холодной Мариетты, -- но далеко не Рай. Фактически, планета опаснее, чем думал Симус. Если Мариетте и Симусу повезет, и они выкрутятся-это будет настоящее чудо. Еще меньше шансов на посадку "Ионы".
Для мужчин и женщин изношенного космического корабля паломников "Иона", членов Священного Ордена Святой Бригиды и Святого Брендона, это был последний шанс. Даже под угрозой сожжения на костре они вынуждены выполнять Закон Ордена; они не могут вторгаться на планету, планета должна их пригласить. У них нет уверенности в том, что такое приглашение последует. Капитан корабля, Святая Настоятельница монастыря, Дейдра Кардина Фиджеральд посылает Симуса О'Нейла разведчиком. Разведчик? Симус-первоклассный солдат, второсортный поэт и молодой человек, ищущий настоящнй любви. Он не дипломат. Планета красива. Женщины планеты очаровательны и нежны, за исключением великолепной холодной Мариетты, -- но далеко не Рай. Фактически, планета опаснее, чем думал Симус. Если Мариетте и Симусу повезет, и они выкрутятся-это будет настоящее чудо. Еще меньше шансов на посадку "Ионы".