Остров Чкалова
С рожденья научившись понимать
Твой добрый нрав, то ласковый, то строгий,
Не раз стоял я на твоём пороге,
У этих волн, моя Отчизна-мать!
Я с трепетом вдыхал твои ветра
В заливе Счастья, сумрачном когда-то,
Где крест над прахом русского солдата
Стоит почти со времени Петра.
Здесь пролегали тропы удальцов,
Здесь вёлся счет лишеньям и победам…
Теперь вас не узнать, дороги дедов,
Как не узнать и вас, пути отцов!
Чем был когда-то дикий остров Удд,
Укрытый между скалами и морем?
Теперь, привычно с океаном споря,
Здесь тральщики на промысел идут.
Здесь новый комбинат на берегу,
Гудком его разбужены отроги.
Здесь – кораблям привычные дороги
К Шантарам, на Совгавань, на Оху.
Над морем, где поют о Невельском,
Бессмертным знаком нашей доброй славы
Под небо шпиль вознёсся величавый,
Иссеченный ветрами и песком.
Здесь Чкалов был. Здесь гордый самолёт
Взмывал под это северное небо.
И в этом каждый видел, где б он ни был,
Всей нашей Родины орлиный взлёт.
Цвети же, остров, Родине под стать.
Красуйся, шпиль, над линией прибоя!и
Пусть школьники идут к тебе гурьбою
Советскую историю читать!
1950 г сделать анализ стихотворения
ответ:Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное - силой воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.
"Противоположности дополняют друг друга", - говорили древние. И с этим я полностью согласен
. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если Андрей - рационалист, то есть его рассудок преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная остро чувствовать и переживать.
Объяснение:
ОбъяснБулат Окуджава
По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.
Над Смоленской дорогою, как твои глаза, —
две вечерних звезды — голубых моих судьбы.
По Смоленской дороге — метель в лицо, в лицо,
все нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо —
покороче б, наверно, дорога мне легла.
По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
две холодных звезды голубых глядят, глядят.
Песня «По смоленской дороге» написана Булатом Окуджавой в 1960 и посвящена Ж.Б. - молоденькой актрисе Жанне Болотовой, огромные голубые глаза которой не оставили поэта равнодушным.
Но она вечном – о трудной любви и ее роли в судьбе. О непонимании, разладе, отсутствии взаимности. О стремлении с дел и километров побороть чувство - и о невозможности сделать это. Тяготы дороги и метель в лицо не мешают ощущать присутствие любимого человека. Не его глаза сравниваются со звездами, наоборот, звезды – с любимыми, но холодными глазами.
Тема: дорожные размышления о любви и разлуке.
Идея: любовь вплетена в судьбу.
Композиция стихотворения подчинена ходу размышлений. В первой строфе вечерние звезды ассоциируются с глазами любимой, от их выражения зависит судьба лирического героя. Вторая строфа пронизана озареньем, что если бы его любили, судьба, может, была бы проще и легче. Но никто не удержал, не обнадежил. И третья строфа с болью констатирует холод.
Основным художественным приемом - указывающим на принадлежность к песенному жанру - является повтор. «Смоленская дорога» и ее приметы (столбы и леса по обочинам) повторяются неоднократно.
Эпитеты холодные и вечерние голубые звезды.
Сравнение: звезды, как глаза.
Метафоры: кольцо руки, и, наверное, дорога –судьба..
Рифмы в строфах перекрестные: 1-3; 2-4. Мужские: акцент на последний слог.
Ритмика своеобразная. В каждой строчке три анапестовые стопы, а затем две ямбовых. Но т.к. это песня, получается мелодично и выразительно.
Бардовская песня – особый жанр. Здесь достигается полное единство слов, мелодии и исполнения. Личность автора проявляется в полной мере. Но каждый, напевая эти строки, вкладывает в них что-то свое, частичку своей души, судьбы, характера. «По смоленской дороге» я часто напеваю одна и всегда готова подхватить. ение: