в своих рассказах а. п. чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». персонажи чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. они замкнулись в мирке, который сами себе создали.
эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «человек в футляре», «крыжовник», «о любви».
герой первого рассказа – учитель греческого языка беликов. это закрытый в своем «футляре» человек с мелочными, ничтожными стремлениями. он боится жизни и стремится спрятаться от нее в свой закрытый от постороннего глаза мирок. он прячет в футляр не только свои вещи, но и самого себя, свои мысли и чувства, постоянно повторяя: «как бы чего не вышло». беликов никак не пытается изменить ход своей жизни, потому что в любой возможности многообразия, чего‑то нового и не ограниченного жесткими рамками, скрывалась для него неопределенность. это вызывало у него непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от окружающего его мира. всю свою жизнь беликов чего‑то опасался сам и наводил страх на окружающих, под его влиянием замерла жизнь в городе. поэтому только после смерти его лицо приняло простое, приятное, кроткое выражение: наконец‑то он обрел вечный футляр, из которого больше не надо выходить. смерть примиряет его с окружающей действительностью, но уже не может избавить город от беликовщины. «беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет! » – пишет чехов.
образ человека в футляре дан чеховым в гротескной форме. имя беликова стало нарицательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и смелым, подавление всего человеческого.
та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «крыжовник». его герой, николай иванович чимша‑гималайский, все понятия о счастье свел к одному – собственному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потратил все свои силы, всю жизнь. всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. он мог унижаться из‑за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась – он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «но разве это счастье? » – восклицаем мы вместе с автором. разве для этого живет человек? крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, подчиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик беликова в рассказе «человек в футляре».
последний рассказ трилогии – «о любви» – повествует о том, как помещик алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков. и здесь чехов вскрывает еще одну причину, пошлость и бездуховность общества – неумение чувствовать, любить. любовь призвана возвышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.
тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. поэтому рассказы чехова так актуальны в наши дни.
Дети сталкиваются с трудностями. Из Женьки, это тот, что из интеллигентной семьи, растет при и карьерист плюс еще и "низкопоклонник перед Западом". У Володьки после смерти матери пьет отец (подробно описано, как он постепенно спился и погиб в ходе рассказа), Володьке нелегко, и он ищет свой путь в этой жизни. И находит: идет на работу на тот завод, где до смерти жены работал его отец, причем был там знаменит как великолепный сварщик. Володька решил пойти по стопам отца и, видимо, исправить его ошибки. И другие дети знают, что, когда время скажет: пора, они сделают свой шаг в светлое будущее.
Дети нужны советской стране. Им соседи и друзья. Их ждет работа (после смерти отца Володьке предлагают выбирает из пяти мест, куда его возьмут на работу хоть завтра) потому что время такое, строятся заводы, люди нужны. Все у них будет хорошо.
в своих рассказах а. п. чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». персонажи чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. они замкнулись в мирке, который сами себе создали.
эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «человек в футляре», «крыжовник», «о любви».
герой первого рассказа – учитель греческого языка беликов. это закрытый в своем «футляре» человек с мелочными, ничтожными стремлениями. он боится жизни и стремится спрятаться от нее в свой закрытый от постороннего глаза мирок. он прячет в футляр не только свои вещи, но и самого себя, свои мысли и чувства, постоянно повторяя: «как бы чего не вышло». беликов никак не пытается изменить ход своей жизни, потому что в любой возможности многообразия, чего‑то нового и не ограниченного жесткими рамками, скрывалась для него неопределенность. это вызывало у него непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от окружающего его мира. всю свою жизнь беликов чего‑то опасался сам и наводил страх на окружающих, под его влиянием замерла жизнь в городе. поэтому только после смерти его лицо приняло простое, приятное, кроткое выражение: наконец‑то он обрел вечный футляр, из которого больше не надо выходить. смерть примиряет его с окружающей действительностью, но уже не может избавить город от беликовщины. «беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет! » – пишет чехов.
образ человека в футляре дан чеховым в гротескной форме. имя беликова стало нарицательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и смелым, подавление всего человеческого.
та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «крыжовник». его герой, николай иванович чимша‑гималайский, все понятия о счастье свел к одному – собственному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потратил все свои силы, всю жизнь. всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. он мог унижаться из‑за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась – он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «но разве это счастье? » – восклицаем мы вместе с автором. разве для этого живет человек? крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, подчиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик беликова в рассказе «человек в футляре».
последний рассказ трилогии – «о любви» – повествует о том, как помещик алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков. и здесь чехов вскрывает еще одну причину, пошлость и бездуховность общества – неумение чувствовать, любить. любовь призвана возвышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.
тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. поэтому рассказы чехова так актуальны в наши дни.
Дети сталкиваются с трудностями. Из Женьки, это тот, что из интеллигентной семьи, растет при и карьерист плюс еще и "низкопоклонник перед Западом". У Володьки после смерти матери пьет отец (подробно описано, как он постепенно спился и погиб в ходе рассказа), Володьке нелегко, и он ищет свой путь в этой жизни. И находит: идет на работу на тот завод, где до смерти жены работал его отец, причем был там знаменит как великолепный сварщик. Володька решил пойти по стопам отца и, видимо, исправить его ошибки. И другие дети знают, что, когда время скажет: пора, они сделают свой шаг в светлое будущее.
Дети нужны советской стране. Им соседи и друзья. Их ждет работа (после смерти отца Володьке предлагают выбирает из пяти мест, куда его возьмут на работу хоть завтра) потому что время такое, строятся заводы, люди нужны. Все у них будет хорошо.