Отцы и дети. Отрывок из главы 16: Одинцова обратилась к Базарову.
— Вы из приличия рассматриваете картинки, Евгений Васильич, — начала она. — Вас это не занимает. Подвиньтесь-ка лучше к нам, и давайте поспоримте о чем-нибудь.
Базаров приблизился.
— О чем прикажете-с? — промолвил он.
— О чем хотите. Предупреждаю вас, что я ужасная спорщица.
— Вы?
— Я. Вас это как будто удивляет. Почему?
— Потому что, сколько я могу судить, у вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение.
— Как это вы успели меня узнать так скоро? Я, во-первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во-вторых, я очень легко увлекаюсь.
Базаров поглядел на Анну Сергеевну.
— Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, — извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, — да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например.
— Извините; как геолог вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку.
— Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах.
Анна Сергеевна
— И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову. — Как же вы это без него обходитесь?
— А на что он нужен, позвольте спросить?
— Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей.
Базаров усмехнулся.
— Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.
Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой.
— Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?
— Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.
Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам.
— И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?
— По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр.
— Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка.
— Именно так-с, сударыня.
Вопросы:
1) Как судит о людях Базаров?
2) Почему Базаров так скор в определении нрава Одинцовой?
3) Какая фраза Одинцовой метко определяет заблуждение Базарова на этот счёт?
4) Был ли так же твёрд в этом споре Базаров, как в споре с Павлом Петровичем?
5) Как проявляет себя в этом споре Одинцова?
6) Какое заключение можем мы сделать вместе с
героиней о «художественном смысле» Базарова после их разговора о видах Саксонской Швейцарии?
7) На чьей стороне перевес в этом споре?
На многие вопросы здесь нужно будет дать ответ в виде цитат. Первый вопрос я сделал, но напишите его в последнюю очередь, чтобы сверить. Писать только по теме вопроса. Не растекаться по древу. Заранее
Определяющим в этом разделении является главенствующая роль персонажей в возникновении и развитии любовного чувства. В начале романа мы становимся свидетелями знакомства Евгения и Татьяны. Он — умудренный жизнью, порядком уставший от столичной суеты, вполне уверенный в своей правоте молодой человек. Однако его уверенность, как оказалось, имеет под собой довольно скользкую почву:
... рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...
Все это признаки болезни, которая по-английски называется сплином, а по-русски — хандрой. По словам автора, Онегин спокойно относился к этому состоянию, в том смысле, что
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел.
Но к жизни вовсе охладел.
В это время Онегину представился случай изменить сложившееся положение вещей: отец его умер, оставив после себя огромные долги, а дядя оказался при смерти. Решение Евгения созрело мгновенно: он оставил кредиторам имение отца, а сам переехал в имение дядюшки, находившееся в деревенской глуши, вдали от столичной суеты. Татьяна не была знакома с городской суетой. В ее жизни было два учителя: сладостные романы и народные предания. Увидев загадочного, неприступного Онегина, Татьяна тотчас влюбилась. Еще бы, ведь в ее избраннике « счастливой силою мечтанья » воплотились наиболее романтичные и мужественные герои ее любимых книг:
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Томимая любовной тоской, Татьяна решается на отчаянный шаг — признаться во всем объекту своего поклонения. Обратимся к письму Татьяны, которое нам нравится уже с первых строчек: у него такое удивительно простое начало. Во второй части письма Татьяна говорит о своих душевных переживаниях, связанных с потребностью в необычном, большом чувстве, с романтической мечтой об идеальном и необыкновенном герое:
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас.
Не знала б горького мученья.
Девушка, с одной стороны, жалуется, что судьба послала ей возмутителя ее душевного спокойствия, но, с другой стороны, поразмыслив о своей возможной судьбе («По сердцу я нашла бы друга, была бы верная супруга и добродетельная мать»), Татьяна решительно отбрасывает возможность брака с одним из провинциальных женихов, потому что полюбить Петушкова или Буянова она не смогла бы. И Татьяна с неожиданной, быть может, для нее самой откровенностью и смелостью говорит о том, кем является для нее Онегин: он послан Богом, он до гроба ее ангел-хранитель, о котором она уже знала давно:
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался.
Но все это происходило отнюдь не во сне, все это было реальностью, ибо когда Онегин первый раз прибыл в гости к Лариным, Татьяна его узнала. Тон письма становится более задушевным и доверительным. Все, что есть лучшего в ней, Татьяна переносит на своего избранника. И еще одна немаловажная деталь: Татьяна воспринимает Онегина как защитника. Здесь, в родной семье она себя чувствует одиноко, ее никто не понимает:
Но так и быть!
Судьбу мою Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю.
Получив послание Татьяны, Онегин был тронут ее искренностью, нежностью, но в глубине души он боялся, что не оправдает этих трепетных надежд. Заметим: на мгновение в нем вспыхнуло чувство, отдаленно напоминающее любовь, но оно тут же угасло. Эгоизм и индивидуализм Онегина, так ясно проступившие в первом объяснении героев, упоминаются поэтом еще в эпиграфе к роману: «Проникнутый тщеславием, он обладал»сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в св
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - одно из вершинных произведений писателя. В центре его - исповедь простого русского человека две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося дать любовь и заботу сироте Ванюшке. Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, о работе, которая пришлась по душе («завлекли меня машины») , о семейном достатке («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке») .