Отцы и дети. Отрывок из главы 16: Одинцова обратилась к Базарову.
— Вы из приличия рассматриваете картинки, Евгений Васильич, — начала она. — Вас это не занимает. Подвиньтесь-ка лучше к нам, и давайте поспоримте о чем-нибудь.
Базаров приблизился.
— О чем прикажете-с? — промолвил он.
— О чем хотите. Предупреждаю вас, что я ужасная спорщица.
— Вы?
— Я. Вас это как будто удивляет. Почему?
— Потому что, сколько я могу судить, у вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение.
— Как это вы успели меня узнать так скоро? Я, во-первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во-вторых, я очень легко увлекаюсь.
Базаров поглядел на Анну Сергеевну.
— Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, — извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, — да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например.
— Извините; как геолог вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку.
— Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах.
Анна Сергеевна
— И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову. — Как же вы это без него обходитесь?
— А на что он нужен, позвольте спросить?
— Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей.
Базаров усмехнулся.
— Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.
Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой.
— Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?
— Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.
Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам.
— И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?
— По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр.
— Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка.
— Именно так-с, сударыня.
Вопросы:
1) Как судит о людях Базаров?
2) Почему Базаров так скор в определении нрава Одинцовой?
3) Какая фраза Одинцовой метко определяет заблуждение Базарова на этот счёт?
4) Был ли так же твёрд в этом споре Базаров, как в споре с Павлом Петровичем?
5) Как проявляет себя в этом споре Одинцова?
6) Какое заключение можем мы сделать вместе с
героиней о «художественном смысле» Базарова после их разговора о видах Саксонской Швейцарии?
7) На чьей стороне перевес в этом споре?
На многие вопросы здесь нужно будет дать ответ в виде цитат. Первый вопрос я сделал, но напишите его в последнюю очередь, чтобы сверить. Писать только по теме вопроса. Не растекаться по древу. Заранее
Объяснение:Меня зовут Настя. Почти два года назад я и мой младший брат Митра потерялись в Блудливом болоте, но мы чудом сумели выбраться. Моего братика охотничья собака Травка, и он решил оставить её у нас. Недавно мы гуляли на большой Переяславской дороге, и наша собачка увидела какого-то зайца, который скакал в овраг и помахивал хвостиком.
Друг человека не удержался, начал охоту за русаком и вскоре побежал за ним. Я и Митра ша пошли за собакой, так как не успели её удержать. Травка так быстро мчалась, что мы сбились с нашего пути, а собачка исчезла в небольшом овраге. Мы начали искать четвероногого друга. Я не спускалась в овраг, так как там было очень опасно, но мой смелый и мужественный брат решил пойти туда. Я пыталась переубедить его, но он сказал: «Эта собака мне жизнь, и я должен её найти». Вскоре Митра ша принёс Травку. У неё было сильное кровотечение. Я замотала рану, и мы быстро пошли домой. В селе нам сказали, что собаку можно но для этого понадобится «волшебная» трава, которая растёт в Слепой лани. Я бы рассказала вам про то, как мы ходили за лекарством, но сейчас речь идёт не об этом. После похода в погибельное место, наши соседи сделали целебный раствор и отдали его нам. Мы обрадовались и поняли, что нашего лучшего друга. Вскоре Травка была здорова, как бык. Она прыгала, бегала и весело лаяла. Я и мой брат были очень рады. Даже поросёнок весело похрюкивал. После этого случая Травка не убегала по своей воле. Она слушалась только Митра.