Мне представляется, что именно отношение автора и Германна является ключевым
для "Пиковой дамы" и оно само по себе может стать отдельным предметом анализа в
качестве одного из проявлений отношения Пушкина к Европе.
В целом же "Пиковая дама" - очень важное произведение в развитии мировоззрения Пушкина.
Здесь мы видим другое отношение к "европейству" по сравнению с 1830 годом, когда были
созданы "Маленькие трагедии". Произведение построено на конфликте сознательного и
бессознательного начал в человеке, и в этом смысле предвосхищает зрелого Достоевского. Это
уже не реализм и не фантастическая проза, а отражение сложного,
противоречивого внутреннего мира человека, образующего особую психическую реальность.
Поэтому не случаен финал героя повести. Германн, например, не застрелился, а впал в
безумие. Та его половина, которая долгое время сдерживалась усилиями сознательной
воли, в момент кризиса вырвалась на свободу и всецело завладела рационалистом. Однако для того чтобы выйти на эту сюжетную линию повести, необходимо
владеть как приемами работы с текстом, так и достаточными знаниями о механизмах
работы психики человека. Следовательно, "Пиковая дама" как всякое безусловное произведение искусства имеет очень сложную природу, в которой воплотились и зрелые мысли
Пушкина, и еще неявные для него самого идеи и образы, т.е. все богатство его гениальной
личности. В этом, по моему мнению, и заключается основная тайна этой повести.
Цель жизни пушкинского Германна – покой и независимость, которые могут быть обеспечены только состоянием и властью. С этим связана причина его увлечения картами. Герман Чайковского мечтает о счастье с возлюбленной и видит в нём избавление от одиночества. Карты для героя – попытка изменить судьбу, приблизиться к Лизе.
Пушкину важно было подчеркнуть в характере Германна одержимость маниакальной идеей обогащения.
Власть денег – суровый закон жизни общества. Германн, как никто другой, чувствует его силу. Наблюдая за игрой товарищей, расчётливый немец, который «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» , оказывается не в силах преодолеть искушение и попадает под её демоническое влияние. Игра Германна – акт безумия, которое наступило раньше, чем Германн сошёл с ума. Внутренний конфликт в душе пушкинского Германна выражается в столкновении жажды денег и власти с расчётливостью и честолюбием. И только намечена попытка нравственного осмысления преступления. После смерти старухи у Германна Пушкина «ум с сердцем не в ладу» : не чувствуя раскаяния, герой не может заглушить голос совести - мёртвая графиня не даёт ему покоя.
Ироническое отношение к Германну, который видит в игре «дело» , сочетается в душе Пушкина с сочувствием страдальцу, ставшему заложником чудовищной идеи.
Мне представляется, что именно отношение автора и Германна является ключевым
для "Пиковой дамы" и оно само по себе может стать отдельным предметом анализа в
качестве одного из проявлений отношения Пушкина к Европе.
В целом же "Пиковая дама" - очень важное произведение в развитии мировоззрения Пушкина.
Здесь мы видим другое отношение к "европейству" по сравнению с 1830 годом, когда были
созданы "Маленькие трагедии". Произведение построено на конфликте сознательного и
бессознательного начал в человеке, и в этом смысле предвосхищает зрелого Достоевского. Это
уже не реализм и не фантастическая проза, а отражение сложного,
противоречивого внутреннего мира человека, образующего особую психическую реальность.
Поэтому не случаен финал героя повести. Германн, например, не застрелился, а впал в
безумие. Та его половина, которая долгое время сдерживалась усилиями сознательной
воли, в момент кризиса вырвалась на свободу и всецело завладела рационалистом. Однако для того чтобы выйти на эту сюжетную линию повести, необходимо
владеть как приемами работы с текстом, так и достаточными знаниями о механизмах
работы психики человека. Следовательно, "Пиковая дама" как всякое безусловное произведение искусства имеет очень сложную природу, в которой воплотились и зрелые мысли
Пушкина, и еще неявные для него самого идеи и образы, т.е. все богатство его гениальной
личности. В этом, по моему мнению, и заключается основная тайна этой повести.
Цель жизни пушкинского Германна – покой и независимость, которые могут быть обеспечены только состоянием и властью. С этим связана причина его увлечения картами. Герман Чайковского мечтает о счастье с возлюбленной и видит в нём избавление от одиночества. Карты для героя – попытка изменить судьбу, приблизиться к Лизе.
Пушкину важно было подчеркнуть в характере Германна одержимость маниакальной идеей обогащения.
Власть денег – суровый закон жизни общества. Германн, как никто другой, чувствует его силу. Наблюдая за игрой товарищей, расчётливый немец, который «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» , оказывается не в силах преодолеть искушение и попадает под её демоническое влияние. Игра Германна – акт безумия, которое наступило раньше, чем Германн сошёл с ума. Внутренний конфликт в душе пушкинского Германна выражается в столкновении жажды денег и власти с расчётливостью и честолюбием. И только намечена попытка нравственного осмысления преступления. После смерти старухи у Германна Пушкина «ум с сердцем не в ладу» : не чувствуя раскаяния, герой не может заглушить голос совести - мёртвая графиня не даёт ему покоя.
Ироническое отношение к Германну, который видит в игре «дело» , сочетается в душе Пушкина с сочувствием страдальцу, ставшему заложником чудовищной идеи.
Подробнее - на -
Объяснение: