Отношение автора к Евгению, главному герою поэмы "Медный всадник", постепенно меняется. Если в начале произведения Пушкин рисует своего героя как обычного "маленького человека" с достаточно приземлёнными интересами, то в конце книги Евгений под пером поэта преображается, становится бунтарём на протест против власти. Рассмотрим эту уникальную метаморфозу.
Да, в начале "Медного всадника" Евгений - типичный "маленький человек". Скромный чиновник, служащий в настолько незначительном месте, что о нём даже не упоминается. Получающий столь же скромное жалованье, а потому живущий не в блистательной столице, а в Коломне. Сирота, во всяком случае о родителях не сказано ни слова, кроме указания на аристократическое происхождение. Значит и поддержки хотя бы в виде мудрого совета ждать Евгению тоже было неоткуда. У нашего героя более чем скромные мечты: жениться на небогатой Параше (кто же ещё согласится пойти под венец с нищим аристократом?) и жить спокойной семейной жизнью, незаметно и тихо. Как видим, никаких наполеоновских планов. Да и мысли поначалу у нашего Евгения тоже очень даже скромные: тихое, едва слышное роптание, более похожее на мольбы, взывание к Господу, который мог бы быть чуть милостивее к судьбе страдальца. Вот таким мы видим Евгения на первых страницах поэмы. И отношение автора к этому герою, скорее, напоминает жалость к нищему человеку, которому можно разве что посочувствовать, но, глядя на которого, нельзя даже надеяться на некие перемены в лучшую сторону в характере его.
Однако наводнение, ставшее причиной гибели любимой Прасковьи и краха всех скромных надежд, преображает героя до неузнаваемости.
Так, во время разгула стихии этот незаметный и скромный человек на наших глазах медленно, но верно превращается в храбреца. Евгений не бежит в ужасе прочь от вышедшей из берегов реки, он движется наперекор этому "разъяренному зверю". Он стремится во что бы то ни стало оказаться там, где молят о его Параша и её матушка. Евгения не пугают (но ведь "маленькие люди" боятся всего!) волны, плывущие мимо гробы с размытого кладбища. Он оказывается в центре стихии. Верхом на льве (ого! "маленький человек" оседлал царя зверей, но все же царя!) Евгений, не обращая внимания на холод и ветер, весь устремлён к своей любимой. Его желание самому достойно похвал, ведь он рассчитывает только на себя. Значит, он впервые чувствует в себе силы, а не взывает к Богу. И автора такое поведение скромного чиновника восхищает.
К сожалению, только лишь героизма явно не хватило Евгению, чтобы свою любовь и своё счастье. Прасковья погибла во время наводнения.
И этот удар имел страшные последствия для Евгения: он сошёл с ума. Автор и читатели уже вновь готовятся жалеть страдальца, но не тут-то было! Евгений, потерявший в жизни всё самое дорогое, превращается в бунтовщика: бывший "маленький человек" бросает упрёк самому царю Петру, смеет грозить владыке России. "Ужо тебе!" - зло бросает он в лицо каменному истукану, погубившему обычные мечты обычного человека. И вот такое поведение вчерашнего скромного бедолаги-чиновника вызывает искреннее восхищение автора. Это же бунт! Самый настоящий бунт! На подобное прежде отваживались лишь Пугачев да декабристы... И вот в ряду героев и смельчаков оказался Евгений.
Так кто он после этого? Забитый "маленький человек" или...? Пусть каждый сам решит это для себя.
Но одно бесспорно: в финале произведения Пушкин восхищается своим перерождённым героем и печалится о его гибели.
Отношение автора к Евгению, главному герою поэмы "Медный всадник", постепенно меняется. Если в начале произведения Пушкин рисует своего героя как обычного "маленького человека" с достаточно приземлёнными интересами, то в конце книги Евгений под пером поэта преображается, становится бунтарём на протест против власти. Рассмотрим эту уникальную метаморфозу.
Да, в начале "Медного всадника" Евгений - типичный "маленький человек". Скромный чиновник, служащий в настолько незначительном месте, что о нём даже не упоминается. Получающий столь же скромное жалованье, а потому живущий не в блистательной столице, а в Коломне. Сирота, во всяком случае о родителях не сказано ни слова, кроме указания на аристократическое происхождение. Значит и поддержки хотя бы в виде мудрого совета ждать Евгению тоже было неоткуда. У нашего героя более чем скромные мечты: жениться на небогатой Параше (кто же ещё согласится пойти под венец с нищим аристократом?) и жить спокойной семейной жизнью, незаметно и тихо. Как видим, никаких наполеоновских планов. Да и мысли поначалу у нашего Евгения тоже очень даже скромные: тихое, едва слышное роптание, более похожее на мольбы, взывание к Господу, который мог бы быть чуть милостивее к судьбе страдальца. Вот таким мы видим Евгения на первых страницах поэмы. И отношение автора к этому герою, скорее, напоминает жалость к нищему человеку, которому можно разве что посочувствовать, но, глядя на которого, нельзя даже надеяться на некие перемены в лучшую сторону в характере его.
Однако наводнение, ставшее причиной гибели любимой Прасковьи и краха всех скромных надежд, преображает героя до неузнаваемости.
Так, во время разгула стихии этот незаметный и скромный человек на наших глазах медленно, но верно превращается в храбреца. Евгений не бежит в ужасе прочь от вышедшей из берегов реки, он движется наперекор этому "разъяренному зверю". Он стремится во что бы то ни стало оказаться там, где молят о его Параша и её матушка. Евгения не пугают (но ведь "маленькие люди" боятся всего!) волны, плывущие мимо гробы с размытого кладбища. Он оказывается в центре стихии. Верхом на льве (ого! "маленький человек" оседлал царя зверей, но все же царя!) Евгений, не обращая внимания на холод и ветер, весь устремлён к своей любимой. Его желание самому достойно похвал, ведь он рассчитывает только на себя. Значит, он впервые чувствует в себе силы, а не взывает к Богу. И автора такое поведение скромного чиновника восхищает.
К сожалению, только лишь героизма явно не хватило Евгению, чтобы свою любовь и своё счастье. Прасковья погибла во время наводнения.
И этот удар имел страшные последствия для Евгения: он сошёл с ума. Автор и читатели уже вновь готовятся жалеть страдальца, но не тут-то было! Евгений, потерявший в жизни всё самое дорогое, превращается в бунтовщика: бывший "маленький человек" бросает упрёк самому царю Петру, смеет грозить владыке России. "Ужо тебе!" - зло бросает он в лицо каменному истукану, погубившему обычные мечты обычного человека. И вот такое поведение вчерашнего скромного бедолаги-чиновника вызывает искреннее восхищение автора. Это же бунт! Самый настоящий бунт! На подобное прежде отваживались лишь Пугачев да декабристы... И вот в ряду героев и смельчаков оказался Евгений.
Так кто он после этого? Забитый "маленький человек" или...? Пусть каждый сам решит это для себя.
Но одно бесспорно: в финале произведения Пушкин восхищается своим перерождённым героем и печалится о его гибели.