Образ Бэлы в романе "Герой нашего времени" является одним из самых трогательных и трагичных в русской литературе. Эта юная черкешенка благодаря Лермонтову стала символом чистоты и преданности.
Внешность главной героини занимает немалое место. Она достаточна высока (что не типично для горных народов), с тонкой талией, стройна, с глазами как у горной серны, которые казалось заглядывали прямо в душу. Так могут смотреть только дети или люди с чистой, светлой душой. Такой была и молодая княжна. Ее глаза порой сверкали по выражению самого автора «как два черных угля» от радости, а то тускнели от грусти.
Бэла свободолюбива, горда и независима. Она не могла жить в неволе, трепеща, как птица в клетке, задыхаясь без свежего воздуха и с подрезанными крыльями. Печорин не сразу понял причину странного поведения по отношению к нему. Он видел, что нравится ей, но Бэла оставалась холодна и неприступна. Она боялась потерять свободу и не хотела этого. Устав терпеть ее выходки, Печорин решил отпустить красавицу на волю. Получив долгожданную свободу, Бэла передумала покидать крепость, решив остаться.
поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз Россию в годины национальных потрясений.
Николай Некрасов.
"Не ветер бушует над бором..."
Из поэмы «Мороз, красный нос».
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!
Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?
Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня пешеходы,
Обозы с товаром Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.
На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.
Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.
Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам — хоть руби топором!
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.
Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой...»
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.
1862-1863
Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается во о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.
Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.
Образ Бэлы в романе "Герой нашего времени" является одним из самых трогательных и трагичных в русской литературе. Эта юная черкешенка благодаря Лермонтову стала символом чистоты и преданности.
Внешность главной героини занимает немалое место. Она достаточна высока (что не типично для горных народов), с тонкой талией, стройна, с глазами как у горной серны, которые казалось заглядывали прямо в душу. Так могут смотреть только дети или люди с чистой, светлой душой. Такой была и молодая княжна. Ее глаза порой сверкали по выражению самого автора «как два черных угля» от радости, а то тускнели от грусти.
Бэла свободолюбива, горда и независима. Она не могла жить в неволе, трепеща, как птица в клетке, задыхаясь без свежего воздуха и с подрезанными крыльями. Печорин не сразу понял причину странного поведения по отношению к нему. Он видел, что нравится ей, но Бэла оставалась холодна и неприступна. Она боялась потерять свободу и не хотела этого. Устав терпеть ее выходки, Печорин решил отпустить красавицу на волю. Получив долгожданную свободу, Бэла передумала покидать крепость, решив остаться.
поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз Россию в годины национальных потрясений.
Николай Некрасов.
"Не ветер бушует над бором..."
Из поэмы «Мороз, красный нос».
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!
Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?
Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня пешеходы,
Обозы с товаром Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.
На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.
Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.
Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам — хоть руби топором!
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.
Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой...»
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.
1862-1863
Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается во о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.
Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.
http://www.djoa.ru/blog/nekrasov_nikolay/ne_veter_bushuet_nad_borom.html