ОТВЕТЕ НА ВО ПО РАССКАЗУ ПЛАТОНОВА "НИКИТА" 1. Как автор добивается непосредственности восприятия текста рассказа? 2. Какая часть речи писателю точно передать действия и поступки Никиты во фрагменте “Никита и бочка?”
В сказке «Кладовая солнца» очень незатейливый сюжет: двое совсем не больших по возрасту детей, брат и сестра – двенадцатилетняя Настя и десятилетний Митраша, отправляются на поиски клюквы, пробираются через самые разные препятствия, чрез Блудово болото, к заповедному лесу.
Характерными чертами сказки как литературного жанра являются: сказочный зачин; противопоставление добрых героев злым; счастливый конец, где добро побеждает зло.
Если внимательно прочитать произведение Михаила Пришвина, мы можем сказать, что все эти черты жанра сказки здесь есть.
«Кладовая солнца» начинается со сказочного зачина: в одном селе, недалеко от Блудова болота, остались сиротами двое детей: Настя и Митраша; в произведении действуют добрые и злые герои: враг – волк и друг – Травка; счастливая, неожиданная Травки; счастливый финал, благополучный конец, где добро побеждает зло.
Сказки Пришвина очень необычны, своеобразны, они отличаются от традиционных литературных и фольклорных сказок. Сказка для писателя – это понимания и художественного воссоздания смысла жизни; в форме сказки Пришвин пытается воссоздать единство мира, единства человека и природы, единство разных поколений. Тема преемственности поколений является одной из основных в произведении Михаила Михайловича Пришвина, без нее, по мнению писателя, нарушается извечная связь природы и человека. Вот эту связь писатель и воплотил в жанре сказки.
«Сказка – это связь с приходящим и уходящим» , _ так напишет писатель в своей миниатюре «Сказка» . Пришвин заимствует из традиционной сказки определенные сказочные элементы, позволяющие выразить общечеловеческий смысл, обобщающий смысл сказки, ее демократизм, ориентацию на все возрасты читающих, оптимизм (добро побеждает зло) . Волшебная сказка у Пришвина – это не только сказочные мотивы, сколько его нравственные раздумья – о поиске смысла жизни, своего пути в этом мире, о судьбе мира и человека.
Своеобразие сказки у Пришвина еще и в том, что он перевоссоздает (отражает) жизнь в форме сказки – неслучайно сам писатель под названием произведения дает его жанровое определение: «сказка-быль» . Тем самым он подчеркивает, что в нем присутствуют элементы сказки и были, передает нам мысль о том, что это особенная сказка, правдивая сказка. Михаил Михайлович Пришвин придавал большое значение этому произведению, так как считал, что в нем он смог реализовать новый жанр сказки в современной литературе: «Я всю жизнь учился, - пишет он, - очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось… »
Однако в произведении Михаила Пришвина «Кладовая солнца» мы встречаем и такие элементы, которые не свойственны сказке как жанру.
Путешественник встречается с человеком, который хочет открыть вольную типографию. Далее следует рассуждепие о пагубности цензуры. «Какой вред будет, если книги печататься будут без клейма полицейского?» Автор утверждает, что польза от этого очевидная: «Не вольны правители отлучать народ от правды». Автор в «Кратком повествовании о происхождении цензуры» говорит, что цензура с инквизицией одни корни имеют. И рассказывает историю книгопечатания и цензуры на западе. А в России… в России что происходило с цензурой, обещает рассказать «в другой раз».Путешественник видит хоровод молодых баб и девок. А далее идет описание позорной публичной продажи крестьян. 75-летний старик ждет, кому его отдадут. Его 80-летняя жена была кормилицей матери молодого барина, безжалостно продающего своих крестьян. Тут же 40-летняя женщина, кормилица самого барина, и вся крестьянская семья, включая и младенца, идущая с молотка. Страшно путешественнику видеть это варварство.Путешественник слушает рассуждения трактирного собеседника «по обеду» о поэзии Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского. Собеседник читает отрывки из оды «Вольность» Радищева, якобы написанной им, которую он везет в Петербург, чтобы опубликовать. Путешественнику стихотворение понравилось, но он не успел об этом сказать автору, т.к. тот спешно уехал.Здесь путешественник видит рекрутский набор, слышит крики и плач крестьян, узнает о многих нарушениях и несправедливостях, творящихся при этом. Путешественник слушает историю дворового Ваньки, которого воспитывали и учили вместе с молодым барином, называли Ванюшей, отправили за границу не рабом, а товарищем. Но жаловал его старый барин, а молодой ненавидел и завидовал успехам. Старик умер. Молодой хозяин женился, а жена возненавидела Ивана, всячески унижала, а потом решила женить на обесчещенной дворовой девке. Иван назвал помещицу «бесчеловечной женщиной», тогда его отправили в солдаты. Иван рад такой участи. Потом путешественник увидел троих крестьян, которых помещик продал в рекруты, т.к. ему понадобилась новая карета. Автор поражен беззакониями, творящимися вокруг.Путешественник видит воина в гренадерской шапке, который, требуя лошадей, грозит старосте плетью. По распоряжению старосты у путешественника отняли свежих коней и отдали гренадеру. Путешественник возмущен таким порядком вещей. А что сделаешь?Путешественник слушает скорбную песню слепца, а потом дает ему рубль. Старик удивлен щедрым подаянием. Он рад больше праздничному пирогу, чем деньгам. Ибо рубль может ввести кого-нибудь в искушение, и его украдут. Тогда путешественник отдает старику свой платок с шеи.Путешественник угощает
В сказке «Кладовая солнца» очень незатейливый сюжет: двое совсем не больших по возрасту детей, брат и сестра – двенадцатилетняя Настя и десятилетний Митраша, отправляются на поиски клюквы, пробираются через самые разные препятствия, чрез Блудово болото, к заповедному лесу.
Характерными чертами сказки как литературного жанра являются: сказочный зачин; противопоставление добрых героев злым; счастливый конец, где добро побеждает зло.
Если внимательно прочитать произведение Михаила Пришвина, мы можем сказать, что все эти черты жанра сказки здесь есть.
«Кладовая солнца» начинается со сказочного зачина: в одном селе, недалеко от Блудова болота, остались сиротами двое детей: Настя и Митраша; в произведении действуют добрые и злые герои: враг – волк и друг – Травка; счастливая, неожиданная Травки; счастливый финал, благополучный конец, где добро побеждает зло.
Сказки Пришвина очень необычны, своеобразны, они отличаются от традиционных литературных и фольклорных сказок. Сказка для писателя – это понимания и художественного воссоздания смысла жизни; в форме сказки Пришвин пытается воссоздать единство мира, единства человека и природы, единство разных поколений. Тема преемственности поколений является одной из основных в произведении Михаила Михайловича Пришвина, без нее, по мнению писателя, нарушается извечная связь природы и человека. Вот эту связь писатель и воплотил в жанре сказки.
«Сказка – это связь с приходящим и уходящим» , _ так напишет писатель в своей миниатюре «Сказка» . Пришвин заимствует из традиционной сказки определенные сказочные элементы, позволяющие выразить общечеловеческий смысл, обобщающий смысл сказки, ее демократизм, ориентацию на все возрасты читающих, оптимизм (добро побеждает зло) . Волшебная сказка у Пришвина – это не только сказочные мотивы, сколько его нравственные раздумья – о поиске смысла жизни, своего пути в этом мире, о судьбе мира и человека.
Своеобразие сказки у Пришвина еще и в том, что он перевоссоздает (отражает) жизнь в форме сказки – неслучайно сам писатель под названием произведения дает его жанровое определение: «сказка-быль» . Тем самым он подчеркивает, что в нем присутствуют элементы сказки и были, передает нам мысль о том, что это особенная сказка, правдивая сказка. Михаил Михайлович Пришвин придавал большое значение этому произведению, так как считал, что в нем он смог реализовать новый жанр сказки в современной литературе: «Я всю жизнь учился, - пишет он, - очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось… »
Однако в произведении Михаила Пришвина «Кладовая солнца» мы встречаем и такие элементы, которые не свойственны сказке как жанру.