по рассказу а.платонова «песчаная учительница» - письменный ответ на вопрос «нужны ли обществу такие люди, как мария никифоровна? в чем смысл жизни таких людей — энтузиастов? »
Вобразе ивана васильевича — героя рассказа "после " — л. н. толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем не отличающегося от других внешне. вместе с тем за этой безликой фигурой стоит нечто большее: через характер ивана васильевича толстой показывает отношение каждого честного и порядочного человека к тому, что творится в стране. писатель гневно обличает в доступной и изящной форме пороки того времени, когда был написан рассказ, отождествляя их с прошлым. иван васильевич-рассказчик предстает перед нами убеленным сединами многоопытным, прожившим немалую жизнь человеком, можно сказать, учителем молодежи, человеком, имевшим влияние на молодежь и вызывавший у нее уважение. он принимается рассказывать о "делах давно минувших дней". зачем толстой вводит этот прием? именно для того, чтобы показать сходство между прошлым и настоящим. в то время (40-е годы xix века) иван васильевич был студентом в университете, "веселым и бойким малым, да еще и богатым". все свое время он отдавал развлечениям да веселым похождениям . любил он вечера и , хорошо танцевал и, по мнению , был просто красавец. последнее же время его душу целиком занимала любовь: он был безумно увлечен дочерью полковника б. варенькой — писаной красавицей, за которой ухаживали многие кавалеры. случилось так, что иван васильевич был приглашен на к одному богатому камергеру, губернскому предводителю дворянства, добродушному старичку. был шикарным: играла хорошая музыка, был накрыт чудный ужин, но главное — среди гостей была варенька б. , что особенно радовало ивана васильевича. вот начался , иван васильевич почти все время танцевал с варенькой. она ему, и он был счастлив своей любовью. этой своей любовью он был полностью упоен, он любил, казалось, весь мир, всех гостей, хозяйку в фероньерке, отца вареньки, буквально всех. особенное впечатление произвел на ивана васильевича отец вари — "статный, высокий и свежий старик" с румяным лицом, , подведенными к усам и "зачесанными вперед височками". он , грудь его была украшена орденами, "он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки". когда хозяйка уговорила его пройтись в танце с дочерью, он вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал) , и, несмотря на свои года, с достоинством, грациозностью и изяществом исполнял все "па". и вот окончен . простившись с варенькой, иван васильевич уже под утро отправляется домой. пытаясь уснуть, он понимает, что ему не до сна: чувство любви к варе переполнило его. о ней он только и думает, ею только и живет. иван васильевич решает отправиться обратно, в дом б. , увидеть ее, может быть, еще раз. он вышел из дому. погода стояла как на масленицу, но несколько мрачная, скучная, сырая. подходя к дому б. , на пустыре иван васильевич увидел что-то черное, страшное. играла визгливая ужасная музыка. иван васильевич подумал было, что это учения, но, подойдя ближе, понял, в чем дело. между двумя солдат в шинелях унтер-офицеры вели привязанного к татарина-солдата. его гоняли "сквозь строй" за побег. удары, беспощадные и сильные, обрушивались на спину его, которая представляла собой какое-то кровавое месиво. татарин стонал, падал, его подымали, сыпались удары, визжала флейта. а рядом следовала высокая фигура военного, шедшего твердой и уверенной походкой, которая показалась ивану васильевичу знакомой. это был отец вареньки. молодой человек стал свидетелем ужасной сцены: за то, что один солдат слабо ударил, полковник стал бить его по лицу. внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с порядками того времени, иван васильевич не мог забыть это и простить. совесть каждого человека подсказывает ему, как надобно поступать. так получилось и с иваном васильевичем, что отразилось на всей его дальнейшей судьбе.
Врассказе «кавказский пленник» лев николаевич толстой знакомит нас с двумя офицерами — жилиным и костылиным. своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. показывая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек. в начале рассказа писатель сводит этих героев вместе. мы узнаём, что жилин решается на опасный поступок, потому что торопится к матери, а костылин — только потому, что «есть хочется, да и жара». жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был». «а костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт». такая разница во внешнем описании ещё больше усиливается смыслом фамилий героев. ведь фамилия жилин перекликается со словом «жила», и героя можно назвать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. а в фамилии костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и поддержка, а сам он ничего не может. жилина писатель изображает решительным, но в то же время предусмотрительным человеком: «надо выехать на гору, поглядеть…». он умеет оценить опасность и рассчитать свои силы. в отличие от него, костылин легкомыслен: «что смотреть? поедем вперёд». испугавшись татар, он повёл себя, как трус. даже к лошади герои относятся по-разному. жилин называет её «матушкой», а костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. но ярче всего различие характеров героев проявляется тогда, когда они оба оказываются в татарском плену. попав в плен, жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тысячи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. а костылин, напротив, несколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа. жилин поставил себе цель: «я уйду». он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привычками татар. герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить людей. этим он сумел расположить их к себе и даже завоевал любовь хозяина. особенно трогательно читать о дружбе жилина с диной, которая и спасла его в конце. на примере этой дружбы толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро. а костылин «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит». своему уму и смекалке жилин смог организовать побег и как друг взял костылина с собой. мы видим, что жилин мужественно терпит боль, а «костылин всё отстаёт и охает». но жилин не бросает его, а несёт на себе. оказавшись в плену во второй раз, жилин всё равно не сдаётся и бежит. а костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода. в конце рассказа оба героя спаслись. но поступки костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к жилину вызывают осуждение. уважения заслуживает лишь жилин, ведь он выбрался из плена своим человеческим качествам. толстой испытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «вот я и домой съездил, женился! » можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно жилину, ведь он назвал его «кавказский пленник», а не «кавказские пленники».