один из самых известных рассказов льва николаевича толстого «кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:
жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а костылин – толстый, неуклюжий, грузный.
костылин богат, а жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
о строптивости жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам абдул-марат. первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег – это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а жилин рукодельничает, занимается починкой.
костылин бросает жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.
толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.
важная мысль заложена и в названии произведения. костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу. однако над жилиным толстой будто иронизирует – он проявил волю и вырвался из , однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом. кавказ пленит не только офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю. в определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.
Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсовоготворчества. Многие из них стали народными песнями.
один из самых известных рассказов льва николаевича толстого «кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:
жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а костылин – толстый, неуклюжий, грузный.
костылин богат, а жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
о строптивости жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам абдул-марат. первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег – это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а жилин рукодельничает, занимается починкой.
костылин бросает жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.
толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.
важная мысль заложена и в названии произведения. костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу. однако над жилиным толстой будто иронизирует – он проявил волю и вырвался из , однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом. кавказ пленит не только офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю. в определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.
Михаил