ответить на во Какое место в литературном процессе 1920 – 1930-х гг. занимает творчество Ильфа и Петрова? Какие произведения Ильфа и Петрова вам известны?
2)Насколько остра сатира в романах «12 стульев» и «Золотой телёнок»? Почему эти романы не оказались под запретом, как большинство других советских сатирических произведений?
3)Признаки каких жанров обнаруживаются в романах Ильфа и Петрова?
4)Каких героев русской и зарубежной литературы можно считать «предшественниками» Остапа Бендера? *
5)Что читателю известно об Остапе? Почему авторы мало сообщают о героя?
6)Какова завязка романа «Двенадцать стульев»? Где начинается действие романа?
7)Можно ли считать Кису Воробьянинова антиподом Остапа? Почему? Кто, на ваш взгляд, умнее и благороднее из них? Каковы жизненные цели обоих героев?
8)В каких эпизодах раскрывается характер Ипполита Матвеевича?
9)С какой целью авторы «отправляют» героев в путешествие по стране?
10)В чём секрет обаяния Остапа? Почему его мошенническая сущность не вызывает отвращения у читателя?
11)Что позволяет Остапу подчинять далеко не наивных людей своему влиянию?
12)Ю. Щеглов писал, что Остап Бендер играет «роль розги для жуликов и дураков». Есть ли среди жертв Бендера честные, благородные, добродетельные люди? Осознанно ли Остап вершит справедливый суд над мошенниками?
13)Кто из второстепенных героев «Двенадцати стульев» привлёк ваше внимание? Чем?
14)Есть ли в романе «Двенадцать стульев» эпизоды, в которых раскрывается нерасчётливая, «романтическая» сущность Остапа?
15)В каких эпизодах особенно подчёркнут актёрский талант героя?
16)Всегда ли Остапу сопутствует удача?
17)Почему история со стульями завершается попыткой убийства Остапа и крахом?
18)В чём смысл названия романа «Золотой телёнок»?
19)Что изменилось в главном герое?
20)При каких обстоятельствах знакомятся Шура Балаганов и Остап Бендер?
21)Чем Паниковский похож на Воробьянинова? С какой целью Остап взял с собой откровенно низкого, трусливого и наглого Паниковского?
22)Какую роль при Остапе, Шуре и Паниковском играл Адам Козлевич? Можно ли утверждать, что он в известной степени противостоит своим товарищам?
23)Что поразило Остапа при первой встрече с Корейко?
24)Как Александру Ивановичу удалось стать мультимиллионером в социалистическом государстве?
25)Какие явления советской действительности высмеяны в связи с историей Корейко и попыткой Остапа возглавить контору «Рога и копыта»?
26)Кто из второстепенных героев романа «Золотой телёнок», по вашему мнению, наделён ярким, запоминающимся характером?
27)Почему после смерти Паниковского распадается компания главных героев?
28)Что меняется в жизни Остапа с того момента, как он остаётся один?
29)Какова роль в романе истории влюблённости Остапа в Зосю?
30)Насколько оправдан эпизод с отправкой с трудом добытого миллиона в Наркомфин?
31)Почему Остапу не удалось осуществить свои мечты, связанные с деньгами Корейко? Чем завершается роман?
32)Выпишите из романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» крылатые выражения.
Биография Хамида Алимджана:
Хамид Алимджан родился 12 декабря 1909 года, в Джизаке. С раннего детства, от матери Камилы и деда Мулло Азима, слышал он множество народных сказок, дастанов и песен. Став писателем, он обратился к фольклору и как собиратель, и как исследователь.В 1918 году Алимджан поступил в открывшуюся в Джизаке неполную среднюю школу, затем поехал учиться в Самарканд, сначала в училище, а позже в университет. Учился в Узбекской педагогической академии в Самарканде (1928—1931).В 1928 году вышел первый сборник стихов Алимджана «Весна». Много лет спустя Айбек в своей статье о Хамиде Алимджане подчёркивал символичность этого названия. «Весна» вышла, когда автор переживал свою «весеннюю» пору. Ей соответствовал настрой сборника: оптимистический, романтически приподнятый.Окончание учёбы в Самарканде и переезд в Ташкент обозначили для Алимджана начало нового, важнейшего биографического и творческого этапа. «Хамид, — вспоминает Уйгун, — приехал в Ташкент следом за мной. Время было скудное: бумаги не было. Мы писали на длинных узких обрезках, которые брали в типографии, но писалось нам хорошо; наверное, поэтому и у меня, и у Хамида навсегда сохранилось пристрастие к узким, длинным бумажным полоскам». Алимджан много работает как журналист и редактор в газетах и журналах, но продолжает свой литературный труд. В 1930-е годы Алимджан создаёт большие произведения, навеянные впечатлениями от дастанов в исполнении бахши: «Айгуль и Бахтияр», «Семург». В 1939 году Хамид Алимджан становится ответственным секретарём Союза писателей Узбекистана и остаётся на этом посту до своей гибели в 1944 году в автокатастрофе.Творчество Хамида Алимджана:
На поэтическое творчество Алимджана оказали влияние М. Горький и В. В. Маяковский. Хамид Алимджан — один из первых узбекских поэтов, начавших поиски поэтических форм наиболее полно отразить современность. Первый сборник стихов «Весна» опубликован в 1926, но талант автора проявился в его поэмах «Симург» (1939), «Айгуль и Бахтияр» (1938), «Край» (1939), «Счастье» (1940). Лучшее произведение — поэма «Зайнаб и Аман», синтезирующая в себе особенности узбекской поэзии 30-х годов (1938). В годы войны с фашистской Германией написаны поэма «Слезы Роксаны» (1944), сборник стихов «Возьми оружие в руки» (1942), историческая драма «Муканна» (1942—1943), отмеченные зрелым мастерством. В литературоведческих статьях Алимджан разрабатывал проблемы узбекской классической и современной литературы, взаимосвязи литературы и фольклора, русской и узбекской литератур «Мухаммад Амин Мукими» (1938), «О поэме „Фархад и Ширин“ Навои» (1939), «Навои и наше время» (1940), «Здравствуй, Пушкин!» (1937), « Толстой и узбекский народ» (1938).Удивительно, что автор, которого судьба проверяла на прочность, бросая в тюрьмы и обрекая на безденежное существование, сумел сохранить удивительный сказочный мир внутри себя и подарить его миллионам читателей.
«Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», – вспоминал о Грине советский поэт Всеволод Рождественский.
SPB.AIF.RU собрал интересные факты о повести-феерии «Алые паруса», рассказывающей о возвышенной мечте и непоколебимой вере в чудо.
Книга из магазина игрушек
Александр Грин оставил довольно четкое воспоминание о том, как у него зародилась идея текста. Так, в черновиках к своему роману «Бегущая по волнам» автор вспоминает, что в витрине одного из магазинов города на Неве он увидел бот с красивым крылообразным, но только белым парусом.
«Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал – что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия», – писал Грин.
Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена спустя еще четыре года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки – изменял и переписывал текст, пока добился желаемого. Грин стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, сказка победить грубость и черствость.
Лишь в одном из последних вариантов повести «Красные паруса» заменились алыми, а само выражение стало словом-символом.
Александр Грин в Петербурге в 1910 году.
Александр Грин в Петербурге в 1910 году. Фото: Commons.wikimedia.org
Повесть для Нины
В жизни Александра Грина случилось три брака. После нескольких лет скитаний и революционной деятельности будущего писателя арестовали в Севастополе. Его взяли за речи противоправного содержания, а также распространение революционных идей. Знакомых и родственников у Грина не было, поэтому его под видом невесты навещала дочь богатого чиновника Вера Абрамова, сочувствовавшая революционным идеалам. Впоследствии «мнимая жена» стала для него первой супругой.
Грина освободили по амнистии, но вновь арестовали в Петербурге, а далее на четыре года определили в ссылку в Туринск. Он сбежал через три дня, оформил себе другой паспорт, вновь прибыл в город на Неве и начал писать. В 1911 году обман раскрылся, и Грин вместе с Абрамовой поехал в Пинегу, где создал несколько произведений – «Жизнь Гнора» и «Синий каскад Теллури». Здесь же паре разрешили и обвенчаться. Спустя год супругам позволили вернуться в Петербург, но совместная жизнь была недолгой. Абрамова ушла от Грина, не выдержав его непредсказуемости и неуправляемости, к тому же писатель, начав зарабатывать, часто кутил и спускал все средства.
Новый брак случился у автора «Алых парусов» в 1919 году – избранницей стала малоизвестная Мария Долидзе. С ней Грин расстался буквально через пару месяцев.
Третью же супругу писатель впервые увидел в 1918 году – ей была медсестра Нина Миронова, работавшая в ту пору в газете «Петроградское эхо». Грин вновь встретил ее в 1921 году. Она была абсолютно нищей и продавала вещи на улице. Спустя месяц он сделал избраннице предложение и не расставался с Мироновой до самой смерти. Именно ей Грин и посвятил «Алые паруса» – она стала и прототипом Ассоль. «Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г.», – так написал автор.
После смерти Грина судьба его последней супруги сложилась непросто – в ходе немецкой оккупации Крыма она оставалась в Старом Крыму и после войны получила 10 лет лагерей за то, что, оставшись с тяжело больной матерью на временно оккупированной нацистами территории, работала корректором и редактором в оккупационной газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района». Оккупационные власти использовали имя вдовы знаменитого писателя в своих пропагандистских целях. В дальнейшем Миронова была угнана на трудовые работы в Германию, дождалась освобождения, вернулась в Крым, была арестована, отбывала заключение в сталинских лагерях. Нина Николаевна была полностью реабилитирована в 1997 году.
Третья супруга советского писателя Нина Морозова.
Третья супруга советского писателя Нина Морозова. Фото: Commons.wikimedia.org
Каперна вместо Петербурга
Знаменитый Петроградский Дом искусств, основанный в 1919 году, ставил перед собой задачу оказывать социальную деятелям искусств. Здесь жили и работали Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Александр Грин. За несколько