Он живет в глубокой бедности: “изба бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок”,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: “а ты все равно воровать не ходи”. он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже. уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели. однако его уверенность иногда подрывается. например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами. ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности. фоме кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами..
Образцом байроновского романтизма может служить поэма "корсар" (1814 г. ) из цикла "восточные поэмы". у байрона восток — больше, чем условный романтический фон: действие в "корсаре" разворачивается на островах греческого архипелага и в береговой греции. в основе "корсара", как и во всех остальных "восточных поэмах", — конфликт героя с миром; сюжет сведен к одной драматической ситуации — борьбе за любовь. герой "корсара" — предводитель пиратов конрад, его возлюбленная — кроткая медора. первое появление конрада в поэме типично для романтического героя. он стоит на вершине скалы, опершись на меч, глядя на волны, и само его положение в пространстве в этот момент — он выше остальных, к нему вверх поднимаются пираты с донесением, — это пространственное решение сцены подчеркивает исключительность героя. та же идея исключительности проводится в портрете конрада (девятая строфа первой песни) . это подробный портрет, основанный на сочетании противоположностей, где каждая внешняя черта становится выражением свойств характера героя. байрон создает столь яркий портрет романтического героя, что отдельные его черты навсегда войдут в характерный облик романтического персонажа: щека в загаре, белое чело, волна кудрей — как ворона крыло; изгиб губы невольно выдает высокомерной мысли тайный ход; хоть голос тих, а облик прям и смел, в нем что-то есть, что скрыть бы он хотел. лица увидев резкие черты, ты и пленишься, и смутишься ты. как будто в нем, в душе, где мрак застыл, кипит работа страшных, смутных сил. презрение к людям, жестокость, привычка к насилию не окончательно иссушили душу конрада. впервые в мировой , создавая своего романтического героя, байрон оправдывает в нем поступки и чувства, далекие от христианского идеала, и происходит подмена моральных ценностей — преступника конрада, который не задумываясь проливает человеческую кровь, автор наделяет неотразимым обаянием. единственное чувство, связывающее героя с человечеством, последняя живая струна в его душе, которой он поэтому так дорожит, — любовь. в любви полнее всего раскрывается характер романтического героя; любовь в романтизме — бескомпромиссная страсть, высшая ценность жизни, поэтому романтический герой борется за любовь с любыми враждебными силами. таким образом, "корсар" — лиро-эпическая поэма, в которой сплавлены воедино лирическое начало в изображении центрального героя и эпическое, повествовательное начало, которое проявляется в насыщенности и разнообразии действия. конрад — герой, представляющий самый чистый образец романтического мироощущения во всем творчестве байрона, и поэтика "корсара" — характернейший пример построения романтической поэмы. за основу сюжета взят кульминационный эпизод из жизни героя, решающий его судьбу; ни его прошлое, ни дальнейшее развитие его жизни не описываются. герой взят в момент высшего напряжения жизненных сил, в исключительных даже для его разбойничьей жизни обстоятельствах. в такие моменты характер человека раскрывается до конца, и демонический, сумрачный, величавый характер конрада создается в поэме с разнообразных художественных средств: портрета, авторских характеристик, отношения к нему любящих его женщин, но главным образом через описание его поступков.