ответить на вопросы
1. какие темы особенно волнует а.с. пушкина в годы михайловской ссылки? какие жанры он осваивает в это время?
2. в каких произведениях а.с. пушкин затрагивает темы смысла жизни, творчества, задумывается о своей дальнейшей судьбе?
3. как решается в поэме а.с. пушкина "медный всадник" вопрос о взаимоотношении личности и государства?
4. назовите основные мотивы лирики м.ю. лермонтова. почему мотив одиночества главный для него?
5. опишите образ жизни петербургских чиновников (по повести н.в. гоголя "шинель")
6. сформируйте и раскройте проблемы, поднятые а.н. островским в драме "гроза".
7. проанализируйте идейный смысл и художественное своеобразие главы "сон обломова" (по роману и.а. гончарова "обломова")
8. каково значение портретной характеристики в раскрытии образов главных героев романа и.с. тургенева "отцы и дети"?
9. раскройте нравственный идеал человека в рассказах а.п. чехова.
10. укажите основные особенности драматургии чехова.
1. Детство и юность романтика. Жизненные коллизии.
2. Начало творческого пути.
3. Гринландия.
4. Романтическая литература и жестокая реальность.
Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного!
Я. К. Голованов
Родился А. С. Грин (настоящая фамилия Гриневский) 23 августа 1880 года. Его детство и юность в Вятке. Говорят, что первым словом, которое маленький Саша сложил из кубиков и прочитал по слогам, было «море». Но отец, ссыльный поляк, желал, чтобы сын получил сухопутную профессию. Гриневский-старший, участник польского восстания 1863 года, работал бухгалтером в земской больнице, его жена умерла в тридцать семь лет, оставив четверых детей. Саша был самым старшим, ему в то время исполнилось тринадцать. Чуть позже у него появилась мачеха.
Все мальчишки в то время были увлечены приключенческой литературой, а у Гриневского было три сундука книг на польском, французском и русском — они остались от погибшего дяди, подполковника Гриневского. Родители дразнили сына, говорили, что он плохо учится и станет свинопасом. Вполне понятно, что семья, голодавшая и ходившая в обносках, хотела, чтобы Александр зарабатывать на жизнь. Но мечтой жизни для Саши стало Красное море — он хотел стать матросом. Скоро, страдая от непонимания, он замкнулся и мало с кем говорил о себе.
Единственный любимый предмет Грина — география, по ней у мальчика всегда была на пятерку с плюсом. Исключенный из реального земского училища, а затем не раз выгнанный и снова принятый в городское четырехклассное, Александр стал учиться старательнее. Он узнал, что аттестат дает возможность стать мореплавателем. В конце концов Грин (так его называли приятели) сбежал в Одессу. Море поразило юношу, но наняться работать на корабле было трудно.
Только через два месяца его взяли юнгой на пароход «Платон». Практика не шла впрок, Грин не научился даже вязать морские узлы. У него были собственные представления о море. Его близость была для Грина всем. Второй рейс он совершил на парусной шлюпке «Святой Николай», третий — матросом на корабле «Цесаревич». Ни одно из путешествий не позволило заработать денег. После этого пришлось вернуться в Вятку и жить случайными заработками. Работа на нефтепромыслах, на сплаве леса, золотоискательство, служба в царской армии, бегство из батальона и встреча с эсерами, вторичный побег, тюремный срок, третий побег и ссылка... «Я был матросом, грузчиком, актером, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом...», — вспоминал писатель, говоря о том, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями. В 1905 году он бежал из ссылки и жил в Вятке под чужой фамилией.
В литературу А.С. Грин вошел как мастер бытовых рассказов, описывая свои личные впечатления и жизненные сюжеты. Первый рассказ писателя назывался «Заслуга рядового Пантелеева» и был опубликован в 1906 году Цензура сочла его агитационным, весь тираж конфисковали.
Первая книга «Шапка-невидимка» вышла в 1907 году. В произведениях 1918—1919 годов («Блистающий мир», «Джесси и Моргиана», «Дорога в никуда») главной темой творчества стал конфликт свободы и несвободы.
За двадцать пять лет творчества было опубликовано свыше четырехсот произведений. Главной темой его книг стала вера в высокую нравственность человека. «Александр Грин — писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты», — говорила писательница В. К. Кетлинская. Исследователь творчества Грина В. В. Харчев замечает, что писатель старался показать, что чудо возможно везде, даже где кажется, что его быть не может.
В известнейших произведениях Грина, отличного пейзажиста и мастера сюжета, — в «Алых парусах», «Бегущей по волнам», «Блистающем мире», — романтика тесно переплетена с фантастикой. Герои Грина живут в выдуманных городах, пригрезившихся их создателю — Апамбо, Гель-Гью, Зурбагане, Гертоне, Лиссе, Покете, на острове Рено. Этот вымышленный, мир критики начали изучать уже с 1910-х годах. Его воспринимают по-разному: и как мир и как писательскую вселенную со своими законами развития, героями и сюжетами, как художественное пространство. К. Г. Паустовский рассуждал: «Когда он стал писателем, то представлял себе несуществующие страны, где происходило действие его рассказов, не как туманные пейзажи, а как хорошо изученные, сотни раз исхоженные места. Он мог бы нарисовать подробную карту этих мест, мог бы отметить каждый поворот в дороге и характер растительности, каждый изгиб реки и расположение домов...».
Объяснение:
Коцюбинського стала одним із шедеврів новелістики XX століття. Написана в роки реакції, вона вразила сучасників небуденністю форми і змісту, філігранною технікою письма. Вона й нині не перестає дивувати і захоплювати читачів і дослідників, адже цей твір особливий, не схожий на будь-який інший у творчості самого Коцюбинського та й в усій українській літературі. У ньому немає розгорнутого сюжету, зовнішнього конфлікту, діалогів та полілогів, які пожвавлюють сюжет. Є тільки царство природи, панування Божої краси, розкіш барв і велич рідної землі. І все це об'єднане в одне ціле образом ліричного героя, душа якого, втомившись від жахів навколишнього світу, шукає зцілення в обіймах природи