Эта повесть является самым известным произведением а. с. пушкина в прозе. считается, что идея создания романа появилась у многих писателей девятнадцатого века под влиянием в. скотта. пушкин написал свою повесть не на пустом месте, а на основе реальных событий восемнадцатого века в россии – войны правительственных войск с е. пугачевым. автор с позволения царя имел доступ к архивам, ездил по уралу в поисках живых свидетелей тех событий. пушкин был человеком независимым и честным, поэтому он не смог написать книгу, где люди однозначно делились бы на плохих и хороших. видимо, живое общение со стариками, ровесниками его героев, ему составить реальный образ е. пугачева, который был не просто бунтовщиком, а, как минимум, крайне незаурядным человеком - сильным, умным, умеющим ладить с людьми, по-своему справедливым и порядочным. пугачев предстает перед нами как простой человек, с которым можно наладить отношения, с которым можно дружить. он не выглядит сказочным злодеем или недоступным полководцем. и екатерина ii также показана в быту, а не на парадном приеме. она – не небожительница, не императрица, а женщина, способная внимательно выслушать собеседника, сочувствовать чужому горю, судить справедливо. главные герои этого повести – молодые люди, которых сначала мы видим как юных людей, не успевших себя проявить и поэтому кажущихся слишком простыми и наивными. но они были правильно воспитаны, родители примером всей своей праведной жизни привили им четкие представления о добре и зле, о правде, об ответственности. поэтому мы не удивляемся, когда, оказавшись в жизни перед трудным выбором, они принимают верные решения, за которые могут себя уважать. и читатель тоже не остается равнодушным. ведь в жизни каждого из нас могут встретиться серьезные препятствия, преодолевая которые важно оставаться человеком.
Иртеньев николенька (николай петрович) — главный герой, от лица которого ведется повествование. дворянин, граф. из знатной аристократической фамилии. образ автобиографичен. в трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь. «детство». в повести н. десять лет. среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер карл иваныч. уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ, знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам толстого, н. г. чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. в повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя. прекрасно передавая детскую психологию, толстой изображает маленького н. остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. так, он сочувствует гувернеру карлу иванычу, которого решил уволить его отец. толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя. «после молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». детство н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления. это? ты имел ввиду ? ?