ответьте на вопросы к повести «Как жили в Куморе» 1.Время и история создания повести? 2. Основные темы и проблематика произведения? 3.Жанровое своеобразие произведения? 4.Основные герои? 5. Композиция произведения? 6. Дайте характеристику главному герою повести – Набатову.
зинаида николаевна гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 года в городе белёве (ныне тульская область) в обрусевшей дворянской семье[5]. отец, николай романович гиппиус, известный юрист, некоторое время служил обер-прокурором в сенате; мать, анастасия васильевна, урожденная степанова, была дочерью екатеринбургского обер-полицмейстера[6]. по необходимости, связанной со служебной деятельностью отца, семья часто переезжала с места на место, из-за чего дочь не получила полноценного образования; различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам с гувернантками[7].
стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет[7]. в 1902 году в письме валерию брюсову она замечала: «в 1880 году, то есть когда мне было 11 лет, я уже писала стихи (причем верила во 'вдохновение' и старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги). стихи мои всем казались 'испорченностью', но я их не скрывала. должна оговориться, что я была нисколько не 'испорчена' и 'религиозна' при всём этом…»[8][9]: 71.[~ 1] при этом девочка запоем читала, вела обширные дневники, охотно переписывалась со знакомыми и друзьями отца. один из них, генерал н. с. драшусов, первым обратил внимание на юное дарование и посоветовал ей всерьёз заняться .
уже для первых поэтических девочки были характерны самые мрачные настроения. «я с детства ранена смертью и любовью», — позже признавалась гиппиус. как отмечал один из биографов поэтессы, «…время, в котором она родилась и выросла — семидесятые-восьмидесятые годы, не наложило на неё никакого отпечатка. она с начала своих дней живёт как бы вне времени и пространства, занятая чуть ли ни с пелёнок решением вечных вопросов». впоследствии в шуточной стихотворной автобиографии гиппиус признавалась: «решала я — вопрос огромен — / я шла логическим путём, / решала: нумен и феномен / в соотношении каком? »[9]: 70. владимир злобин (секретарь, проведший подле поэтессы большую часть своей жизни) впоследствии отмечал:
всё, что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить. 'всякая любовь побеждается, поглощается смертью', — записывала она в 53 года… и если она четырёхлетним ребёнком так горько плачет по поводу своей первой любовной неудачи, то оттого, что с предельной остротой почувствовала, что любви не будет, как почувствовала после смерти отца, что умрет.— в. а. злобин. тяжёлая душа. 1970.[9]: 71н. р. гиппиус был болен туберкулёзом; едва получив должность обер-прокурора, он почувствовал резкое ухудшение и вынужден был выехать с семьею в нежин, в черниговскую губернию, к новому месту службы, председателем местного суда[11]. зинаиду отдали в киевский женский институт[7], но некоторое время спустя вынуждены были забрать обратно: девочка так тосковала по дому, что практически все шесть месяцев провела в институтском лазарете. поскольку в нежине не было женской гимназии, она училась дома, с преподавателями из местного гоголевского лицея[12].
николай гиппиус скоропостижно скончался в нежине в 1881 году; вдова осталась с большой семьей — четырьмя дочерьми (зинаида, анна, наталья и татьяна), бабушкой и незамужней сестрой — практически без средств к существованию. в 1882 году анастасия васильевна с дочерьми переехала в москву. зинаида поступила в гимназию фишер, где начала учиться поначалу охотно и с интересом[7]. вскоре, однако, врачи обнаружили туберкулёз и у неё, из-за чего учебное заведение пришлось оставить[13]. «маленький человек с большим горем», — такими словами вспоминали здесь девочку, постоянно носившую печать печали на лице[14].
опасаясь, что все дети, унаследовавшие от отца склонность к чахотке, могут последовать его путём, и особенно тревожась за старшую дочь, анастасия гиппиус уехала с детьми в ялту. поездка в крым не только удовлетворила с детства развившуюся в девочке любовь к путешествиям, но и предоставила ей новые возможности для занятий двумя любимыми вещами: верховой ездой и . отсюда в 1885 году мать увезла дочерей в тифлис, к брату александру. тот обладал достаточными средствами, чтобы снять для племянницы дачу в боржоми, где та и поселилась с подругой[10][12]. только здесь, после скучного крымского лечения, в вихре «веселья, танцев, поэтических состязаний, скачек» зинаида сумела оправиться от тяжёлого потрясения, связанного с утратой отца[13]. год спустя две больших семьи отправились в , и здесь а. в. степанов скоропостижно скончался от воспаления мозга. гиппиусы вынуждены были остаться в тифлисе[12].
в 1888 году зинаида гиппиус с матерью вновь отправилась на дачу в боржом. здесь она познакомилась с д. с. мережковским, незадолго до этого выпустившим в свет свою первую книгу стихов и в те дни путешествовавшим по кавказу. ощутив мгновенную духовную и интеллектуальную близость со своим новым знакомым, резко отличавшимся от её окружения,
пояснительная записка
основная урока – научить жизни. можно услышать резонное замечание, что научить этому невозможно. научить, может, и нет, но в наших силах создать условия, продемонстрировать примеры и заставить задуматься: как правильно поступить в той или иной ситуации. а ситуация выбора и поиски правильного решения – это и есть проекция нашей жизни. поэтому для мастер-класса я выбрала урок внеклассного чтения в 11 классе по небольшому, но, на мой взгляд, необычайно содержательному и полемичному произведению л.с.петрушевской «страна». этот текст не входит в обязательный минимум содержания образования. но я считаю, что его целесообразно демонстрировать 11-классникам для подготовки к егэ, т.к. сюжет происходит в наше время, и проблемы эти актуальны именно сегодня.
автор этого произведения л.с.петрушевская известна детям по лингвистической сказке «пуськи бятые» из учебника начальной школы и по мультфильму «ежик в тумане», в котором она является автором сценария. также для воспитательной работы на классных часах, с целью профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, мы читаем и анализируем ее рассказ «глюк». воспитанию милосердия, отзывчивости, искренности, ответственности за свои поступки, которых так не хватает в нашей жизни, способствует рассказ «свой круг». эти рассказы позволяют задуматься о том, как не очерстветь в нашей жизни, не остаться равнодушным к людям. их можно взять и для подготовки к егэ, как привлечение аргументационного материала.
цель мастер-класса:
трансляция педагогического опыта по формированию ууд на уроке внеклассного чтения по рассказу л.петрушевской «страна.
:
личностные: воспитание нравственных качеств самосознания, ответственности, отзывчивости, сочувствия.
развивающие: совершенствовать навыки коммуникабельности.
познавательные: формирование навыков анализа текста через чтение и письмо; , формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы и создавать собственные тексты.
регулятивные: продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного; показать эффективность использования рассказа петрушевской в рамках воспитательной работы и подготовки к итоговой аттестации выпускников; повышение интереса к чтению произведений л.петрушевской.