ответьте на вопросы по рассказу Ионыч. 1. Оценим значимость композиции рассказа. Из скольки частей состоит
рассказ? Какие композиционные приемы обнаруживаются в рассказе?
Соотнесите сюжет и композицию.
2. Что включает автор в характеристику главы семейства?
3. Как Старцев обнаруживает в первой же сцене повести к обману и самообману?
4. Как автор подчеркивает соединение в Старцеве двух начал: одно –
деятельное, мыслящее, чувствующее; другое – трусливое, любящее
комфорт, сытость, покой?
5. Пообщавшись с «самой образованной и талантливой семьей», Старцев
пошел в ресторан и выпил пива. А потом шел и напевал романс. Какой?
Так ли у автора? Что это значит?
6. Каков основной тон повествования? Какими средствами
осуществляется авторская ирония?
7. Как относится автор к Котику в начале повествования? Чем она похожа
на родителей?
8. Почему автор в столь небольшом по объему произведении уделяет
столько внимания изображению любви?
9. Что мы узнаем о Старцеве благодаря изображению его любовного
чувства?
10.Почему Старцев едет на кладбище? Ведь он понимает, что Котик
дурачится? Он еще на безрассудство, голос непосредственного
чувства сейчас побеждает в нем. Какие соображения его поначалу
останавливают? Респектабельность, чувство осторожности (да к лицу ли
ему? Что подумают, что скажут?)
11.Два начала борются в Старцеве: человеческое, истинное и то, что
погубит его – трусливая оглядка на общественное мнение, желание быть
как все, страх выделиться. Вспомните произведение классической
литературы, где подобные чувства героя привели к трагедии?
12.Станет ли человек листом в саду бессмертия или погубит душу при
жизни?
13.Какая надпись видна на воротах кладбища? «Грядет час в онъ же…»
Что это за слова?
14.Каким мы видим Дмитрия Ионыча Старцева по четырех
лет? Что такое Ионыч? Какие литературные параллели возникают у нас,
когда мы вглядываемся в этот страшный, обезображенный
стяжательством образ?
15.Отчего молодой, энергичный, преисполненный надежд доктор Старцев
сделался Ионычем?
Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.
Пушкин начинает рассказ с детства Гринева. Сначала это беспечный мальчик, но испытания, которые проходит главный герой, раскрывают его истинный характер. Человек чести и слова предстает перед нами во всем своем величии.
Капитану Миронову командующему Белогорской крепостью человеку необразованному, но самому честному и доброму сразу понравился, Гринев попавший под его командование. В семье Мироновых Гринева принимают как родного человека.
С приездом в Белогорскую крепость многое изменилось в жизни Гринева. Здесь он впервые стал поступать по совести, здесь он встретил Машу и полюбил ее.
Полнейшая противоположность Гринева – Швабрин. Швабрин представитель гвардейского офицерства. Великолепное образование светского человека, тем не менее, не делает Швабрина хорошим человеком. Он клевещет на Машу, примыкает к восстанию исключительно ради себя и своей выгоды – иначе его бы повесили. Поступаясь дворянской честью, он вливается в ряды бунтовщиков и теперь раскрывается вся его суть. Даже Емельян Пугачев не доверяет присягнувшему на верность Швабрину, ведь тот сделал это с невероятной легкостью.
Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников, чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Гринев, чем вызвал уважение Пугачева. Не чужды понятия чести и долга и Пугачеву. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниями Пугачева Гринев и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому человеку, как Пугачев.
Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовят отправить на эшафот вслед за Пугачевым. Однако дело решает Маша Миронова, которая считает своим долгом поехать в Петербург и рассказать императрице, как было дело на самом деле, надеясь на «милость» монаршую, а не на «правосудие». Чудесная встреча девушки с дамой, впоследствии оказавшейся самой императрицей, и помилование Гринева еще раз показывают, что в обществе, живущем по законам чести и долга, гораздо легче добиться правды.
ВЫДЕЛИ САМОЕ ОСНОВНОЕ...
Відповідь:
Мама, здравствуй!
Я пишу это письмо и знаю, что ты его уже не прочитаешь. Прости меня, родная, за все: за то, что так редко мы с тобой виделись, что я почти не писала, что не успела твои руки нежные в своих ладонях погреть, что в твой смертный час меня не было рядом, что в последний путь тебя не провела.
Все дела-дела, казалось, еще все успеется…
Твое последнее письмо я храню и теперь все время перечитываю. Все оно мне в душе перевернуло.
Знаю, что этот грех мне не отмолить. Но надеюсь, что ты меня даже с небес услышишь и простишь.
Твоя дочь Настя
Пояснення: