ответьте на вопросы по рассказу Ионыч. 1. Оценим значимость композиции рассказа. Из скольки частей состоит
рассказ? Какие композиционные приемы обнаруживаются в рассказе?
Соотнесите сюжет и композицию.
2. Что включает автор в характеристику главы семейства?
3. Как Старцев обнаруживает в первой же сцене повести к обману и самообману?
4. Как автор подчеркивает соединение в Старцеве двух начал: одно –
деятельное, мыслящее, чувствующее; другое – трусливое, любящее
комфорт, сытость, покой?
5. Пообщавшись с «самой образованной и талантливой семьей», Старцев
пошел в ресторан и выпил пива. А потом шел и напевал романс. Какой?
Так ли у автора? Что это значит?
6. Каков основной тон повествования? Какими средствами
осуществляется авторская ирония?
7. Как относится автор к Котику в начале повествования? Чем она похожа
на родителей?
8. Почему автор в столь небольшом по объему произведении уделяет
столько внимания изображению любви?
9. Что мы узнаем о Старцеве благодаря изображению его любовного
чувства?
10.Почему Старцев едет на кладбище? Ведь он понимает, что Котик
дурачится? Он еще на безрассудство, голос непосредственного
чувства сейчас побеждает в нем. Какие соображения его поначалу
останавливают? Респектабельность, чувство осторожности (да к лицу ли
ему? Что подумают, что скажут?)
11.Два начала борются в Старцеве: человеческое, истинное и то, что
погубит его – трусливая оглядка на общественное мнение, желание быть
как все, страх выделиться. Вспомните произведение классической
литературы, где подобные чувства героя привели к трагедии?
12.Станет ли человек листом в саду бессмертия или погубит душу при
жизни?
13.Какая надпись видна на воротах кладбища? «Грядет час в онъ же…»
Что это за слова?
14.Каким мы видим Дмитрия Ионыча Старцева по четырех
лет? Что такое Ионыч? Какие литературные параллели возникают у нас,
когда мы вглядываемся в этот страшный, обезображенный
стяжательством образ?
15.Отчего молодой, энергичный, преисполненный надежд доктор Старцев
сделался Ионычем?
Объяснение:
Петр Гринев занимает особое место в произведении. Он «автор записок, повествователь. Это выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода, оппозиционно настроенного к правительству» .
На лобном месте погиб дальний предок Гринева, а дед его пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Отец Гринева также с осуждением относится к светским петербургским нравам. Придворный календарь напоминает ему о карьеризме и безнравственности, царящих при дворе. Поэтому сына Петрушу он отправляет не в Семеновский полк, а в армию далекого Оренбургского края: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху… » Гринев-отец — типичный помещик. Застой и однообразие жизни рисует Пушкин, изображая семейство Гриневых. Убожество ее для писателя искупается тем, что старый помещик хотя и строг, деспотичен, но справедлив. Вспомним, как он напутствует сына: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» .
Среда, в которой рос Петр Гринев, не могла развить в нем интеллектуальных Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками») . По части образованности, он, конечно же, уступает своему антиподу — Швабрину. Но крепкие нравственные принципы, которые ему внушил отец ему выйти из труднейших ситуаций.
Образ Гринева Пушкин показал в развитии: безумный мальчишка, утверждающий независимость юноша, мужественный и стойкий взрослый человек. События, в круговорот которых он попадает, делают его таким быстро. Для Петра Гринева честь — это верность служебному и сословному делу. В знаменитой беседе с Пугачевым мы видим смелого дворянина. Очутившись среди врагов в мятежной слободе, он держится с большим достоинством. По отношению к себе со стороны Пугачева он не допускает даже насмешливого тона. Ему не нужна жизнь, купленная ценой унижения дворянского звания. Любит Гринев тоже по-настоящему. Он жизнь Маши Мироновой, подвергая опасности свою собственную. На суде Петр не называет имя девушки, предпочитая быть осужденным. Ссора с Швабриным говорит о благородстве Гринева, вступающегося за честь Маши, о любви которой к себе и не знает. Пошлость Швабрина его возмущает. Петр старается скрыть свое торжество над побежденным Швабриным. Сталкивая в различных жизненных ситуациях Гринева и Швабрина, писатель показывает, что самое главное в человеке не образование и внешний блеск ума, а преданность убеждениям и благородство.