Петр I сказал однажды: «Я принял Россию ручейком, а оставлю ее рекой; если мои последователи будут разумно направлять судьбы России, то смогут учинить океан, воды которого зальют всю Европу, оставляя без внимания преграды, устраиваемые людьми, чтобы остановить половодье». В первые же годы своего правления он перешел от слов к делу, совершив для начала длительное ознакомительное путешествие по Западной Европе, которое открыло ему глаза на отсталость его отечества. В восприятии царя вид французских платьев с корсетами на китовом усе, легких панталон и камзолов резко контрастировал с тяжелыми от драгоценностей одеждами московских бояр и женскими чепцами, унизанными драгоценными камнями. Время от времени Петр громко насмехался над неудобными, широкими, длинными рукавами придворных одежд, обмакиваемых в тарелки во время еды. Сохранился только один традиционный русский костюм, в который он облачился на свадьбу своих шутов. Одевался он по преимуществу в мундиры. Осматривая голландские и английские портовые города, где полно было кораблей и купцов, чего в России тогда не было, он мечтал построить флот и получить доступ к Балтийскому морю, что открыло бы новые пути развития его империи. Поездка на Запад дала ему возможность привезти оттуда не только проекты, но и их исполнителей. Петр пригласил в Россию 640 человек, среди них 50 капитанов и 150 врачей, строителей каналов, моряков, поваров, а также знаменитого голландского мастера по оснастке кораблей Корнелиуса Крейса.
Образ Глеба Капустина в рассказе Шукшина «Срезал» вызывает, как у героев, так и у самого читателя, негативные эмоции.
В самом начале произведения, автор дает отталкивающее описание мужчины. У Глеба толстые губы, неприятный взгляд, работает он на деревенской пилораме. В принципе, данный герой не сильно отличается от остальных местных жителей. Однако, почему же, в день приезда в деревню кандидата наук Журавлева, возле дома Глеба образовалась толпа? Почему именно его появления ждали «местные мужики»?
Автор объясняет данный «ажиотаж» тем, что у Капустина есть особый «дар» срезать людей. Он узнает информацию о человеке и начинает буквально «заваливать» того вопросами. Нет, ему не интересны успехи приезжих «знаменитостей». Он это делает с той целью, чтобы найти «пробелы» в знаниях опрашиваемого и прилюдно унизить человека.
Глеб относится к такому типу людей, которые очень в себе не уверенны. За счет того, что кого-то они загоняют в «угол» или по-другому – срезают, к ним приходит самоутверждение. На самом же деле, Капустин завистник и демагог. Он никогда и ни к чему не стремился, и в душе испытывал огромную ненависть к тому, кто все-таки смог уехать из деревни, получить достойное образование, устроиться на хорошую должность. Поэтому он «выливал» на них свой негатив, стараясь, «зацепить за живое» собеседника.
Односельчане считали его очень умным и образованным человеком. Однако он лишь создавал такую видимость. Весь его ум и знания сводились к чтению газет и озвучивание сплетен. Именно по этому, когда он пришел в дом, где гостил Журавлев, и услышал, что тот филолог, то посчитал собеседника кандидатом философии. Глеб ошибочно посчитал эти науки схожими, но поправлять его Журавлев не стал. Он, не подозревая «злого умысла» посчитал, что у мужчины праздное любопытство.
Между тем Капустин стал задавать провокационные вопросы. Они были настолько глупыми и нелепыми, что ни кандидат, ни его супруга зачастую не могли понять их смысла. Ситуация выходила из-под контроля, Глеб начал нервничать. Из-за этого он занял позицию «контрнаступления», переходя практически на угрозы и личные оскорбления.
Несмотря на то, что в итоге «незваные гости» получили и хлеба, и зрелищ, некоторые из присутствующих понимали, всю «гнилую натуру» Капустина. Однако никто не выразил возмущения или слов защиты в адрес семьи кандидата. Боязнь «вызвать огонь на себя» останавливала мужчин, хотя некоторые в душе все же испытывали сочувствие.
Чувствуется, что Шукшин относится к персонажу с большой неприязнью. Он показывает всю его глупость и невоспитанность, однако дает понять читателю, что «похождения в гости» на этом не закончатся. Мужчина, так и продолжит «срезать» приезжих собеседников, которые превосходят его не только умом, но и более удачной жизнью.
Капустин гордился своей «особенностью», не понимая, что тем самым ломает собственную жизнь и уродует свое человеческое нутро. После очередного «среза» он еще долго напоминает окружающим, как собеседник был жалок, но многие уже понимают, что Капустин не такой уж и «герой». Понимают, но предпочитают отмалчиваться…
Петр I сказал однажды: «Я принял Россию ручейком, а оставлю ее рекой; если мои последователи будут разумно направлять судьбы России, то смогут учинить океан, воды которого зальют всю Европу, оставляя без внимания преграды, устраиваемые людьми, чтобы остановить половодье». В первые же годы своего правления он перешел от слов к делу, совершив для начала длительное ознакомительное путешествие по Западной Европе, которое открыло ему глаза на отсталость его отечества. В восприятии царя вид французских платьев с корсетами на китовом усе, легких панталон и камзолов резко контрастировал с тяжелыми от драгоценностей одеждами московских бояр и женскими чепцами, унизанными драгоценными камнями. Время от времени Петр громко насмехался над неудобными, широкими, длинными рукавами придворных одежд, обмакиваемых в тарелки во время еды. Сохранился только один традиционный русский костюм, в который он облачился на свадьбу своих шутов. Одевался он по преимуществу в мундиры. Осматривая голландские и английские портовые города, где полно было кораблей и купцов, чего в России тогда не было, он мечтал построить флот и получить доступ к Балтийскому морю, что открыло бы новые пути развития его империи. Поездка на Запад дала ему возможность привезти оттуда не только проекты, но и их исполнителей. Петр пригласил в Россию 640 человек, среди них 50 капитанов и 150 врачей, строителей каналов, моряков, поваров, а также знаменитого голландского мастера по оснастке кораблей Корнелиуса Крейса.
Образ Глеба Капустина в рассказе Шукшина «Срезал» вызывает, как у героев, так и у самого читателя, негативные эмоции.
В самом начале произведения, автор дает отталкивающее описание мужчины. У Глеба толстые губы, неприятный взгляд, работает он на деревенской пилораме. В принципе, данный герой не сильно отличается от остальных местных жителей. Однако, почему же, в день приезда в деревню кандидата наук Журавлева, возле дома Глеба образовалась толпа? Почему именно его появления ждали «местные мужики»?
Автор объясняет данный «ажиотаж» тем, что у Капустина есть особый «дар» срезать людей. Он узнает информацию о человеке и начинает буквально «заваливать» того вопросами. Нет, ему не интересны успехи приезжих «знаменитостей». Он это делает с той целью, чтобы найти «пробелы» в знаниях опрашиваемого и прилюдно унизить человека.
Глеб относится к такому типу людей, которые очень в себе не уверенны. За счет того, что кого-то они загоняют в «угол» или по-другому – срезают, к ним приходит самоутверждение. На самом же деле, Капустин завистник и демагог. Он никогда и ни к чему не стремился, и в душе испытывал огромную ненависть к тому, кто все-таки смог уехать из деревни, получить достойное образование, устроиться на хорошую должность. Поэтому он «выливал» на них свой негатив, стараясь, «зацепить за живое» собеседника.
Односельчане считали его очень умным и образованным человеком. Однако он лишь создавал такую видимость. Весь его ум и знания сводились к чтению газет и озвучивание сплетен. Именно по этому, когда он пришел в дом, где гостил Журавлев, и услышал, что тот филолог, то посчитал собеседника кандидатом философии. Глеб ошибочно посчитал эти науки схожими, но поправлять его Журавлев не стал. Он, не подозревая «злого умысла» посчитал, что у мужчины праздное любопытство.
Между тем Капустин стал задавать провокационные вопросы. Они были настолько глупыми и нелепыми, что ни кандидат, ни его супруга зачастую не могли понять их смысла. Ситуация выходила из-под контроля, Глеб начал нервничать. Из-за этого он занял позицию «контрнаступления», переходя практически на угрозы и личные оскорбления.
Несмотря на то, что в итоге «незваные гости» получили и хлеба, и зрелищ, некоторые из присутствующих понимали, всю «гнилую натуру» Капустина. Однако никто не выразил возмущения или слов защиты в адрес семьи кандидата. Боязнь «вызвать огонь на себя» останавливала мужчин, хотя некоторые в душе все же испытывали сочувствие.
Чувствуется, что Шукшин относится к персонажу с большой неприязнью. Он показывает всю его глупость и невоспитанность, однако дает понять читателю, что «похождения в гости» на этом не закончатся. Мужчина, так и продолжит «срезать» приезжих собеседников, которые превосходят его не только умом, но и более удачной жизнью.
Капустин гордился своей «особенностью», не понимая, что тем самым ломает собственную жизнь и уродует свое человеческое нутро. После очередного «среза» он еще долго напоминает окружающим, как собеседник был жалок, но многие уже понимают, что Капустин не такой уж и «герой». Понимают, но предпочитают отмалчиваться…