Пугачев емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» петром iii. этот образ в повести многогранен: п. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения. образ п. дан в повести глазами гринева – незаинтересованного лица. по мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. при первой встрече гринева с п. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица. вторая встреча с п., в осажденной крепости, дает иной образ. самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. создается ощущение, что п. играет, изображая «настоящего государя». он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует». и только во время третьей встречи с гриневым п. раскрывается полностью. на казачьем пиру исчезает свирепость вождя. п. поет свою любимую песню («не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. п. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. но все-таки надеется на лучшее: «а разве нет удачи удалому? » но надежды п. не оправдываются. его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». п. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. усмирение бунта равнозначно смерти п., что и происходит в финале повести. так примерно
Тема поэта и общества стала главной в произведении Лермонтова «Смерть поэта». Это стихотворение прославило Лермонтова, но за него же поэт был сослан на Кавказ. Стихотворение начинается скорбью, безысходностью, ничего нельзя изменить, ничем нельзя Убит!… к чему теперь рыданья, Скорбь постепенно перерастает в гнев, а затем опять возвращается печаль, горе от утраты. В эпиграфе поэт требует правосудия, обращается к государю с требованием отомстить, наказать виновных. В самом стихотворение же мы видим чувства поэта – скорбь и гнев. Поэт одинок. Его окружают бездумные, глупые, жадные, завистливые люди. Они не понимают и не принимают поэта. Поэт погибает. Последние шестнадцать строк Лермонтова к стихотворению – это обвинение, перерастающее в проклятье. Лермонтов пытается отомстить за смерть Пушкина, показать его убийцу.«Вы, жаждою толпой столицы у трона… Свободы, Гения и Славы палачи»Пушкин назван «светочем» в стихотворении потому, что он нес в жизнь светлое, новое, дерзкое, но он был чужд толпе и она его убила, поэтому кровь светской толпы названа «черной». Следующие произведения Лермонтова, в котором, так же затрагивается тема поэт и общество – «Поэт». Первая часть стихотворения посвящена описанию кинжала. Автор описывает его с чувством восторга, любви, гордости и жалости. Сначала судьба кинжала была благосклонна. Его любили, чистили, он был нужен, полезен жизнь хозяину. Но после гибели господина он стал бесполезный, ненужный, «бесславный» и «безвредный», хотя и золотой. Описание кинжала занимает большое место в стихотворении, потому что его судьба очень схожа с судьбой поэта того времени. В своем произведении Лермонтов сравнивает голос поэта, его стих с « чашей для пиров», с «фимиамом», с «божьим духом, с «колоколом». Поэт использует много сравнений для того, чтобы ярче выразить свои чувства, мысли, точнее передать значимость поэзии. Язык поэта правдив, честен, без лести, без прикрас, поэтому он не нравится светскому обществу. Лермонтов говорит о том, что поэт « в наш век изнеженный» «свое утратил назначенье», превратил поэзию в источник материальных благ. Пишет то, что требует от него общество, а не то, что хотелось бы. «Клинком покрытым ржавчиной презренья» Лермонтов называет голос поэта «простой и гордый», который в данный момент звучит для развлечения толпы. В стихотворении «Пророк» поэт бежит от непонимания общества в пустыню, В произведении «Поэт» Лермонтов жалеет и осуждает поэта, за то что он не использует свой дар для получения денег. В стихотворении «Пророк» Лермонтов одобрил выбор поэта, который не стал подстраиваться под толпу.Пророк – это высокий мужчина, в светлых одеждах, с длинными волосами и бородой, с добрыми светлыми глазами, в руках у него посох. Таким себе представляю пророка я. Самолюбивые старцы видят его угрюмым, худам, бледным, бедным, одетым в лохмотья, глупым. Пророк бежал из города. Люди его не поняли и на «правды чистые ученья»: в него «бросали бешено каменья».
Стихотворение начинается скорбью, безысходностью, ничего нельзя изменить, ничем нельзя
Убит!… к чему теперь рыданья, Скорбь постепенно перерастает в гнев, а затем опять возвращается печаль, горе от утраты.
В эпиграфе поэт требует правосудия, обращается к государю с требованием отомстить, наказать виновных. В самом стихотворение же мы видим чувства поэта – скорбь и гнев.
Поэт одинок. Его окружают бездумные, глупые, жадные, завистливые люди. Они не понимают и не принимают поэта. Поэт погибает.
Последние шестнадцать строк Лермонтова к стихотворению – это обвинение, перерастающее в проклятье. Лермонтов пытается отомстить за смерть Пушкина, показать его убийцу.«Вы, жаждою толпой столицы у трона…
Свободы, Гения и Славы палачи»Пушкин назван «светочем» в стихотворении потому, что он нес в жизнь светлое, новое, дерзкое, но он был чужд толпе и она его убила, поэтому кровь светской толпы названа «черной».
Следующие произведения Лермонтова, в котором, так же затрагивается тема поэт и общество – «Поэт».
Первая часть стихотворения посвящена описанию кинжала. Автор описывает его с чувством восторга, любви, гордости и жалости.
Сначала судьба кинжала была благосклонна. Его любили, чистили, он был нужен, полезен жизнь хозяину. Но после гибели господина он стал бесполезный, ненужный, «бесславный» и «безвредный», хотя и золотой.
Описание кинжала занимает большое место в стихотворении, потому что его судьба очень схожа с судьбой поэта того времени.
В своем произведении Лермонтов сравнивает голос поэта, его стих с « чашей для пиров», с «фимиамом», с «божьим духом, с «колоколом».
Поэт использует много сравнений для того, чтобы ярче выразить свои чувства, мысли, точнее передать значимость поэзии.
Язык поэта правдив, честен, без лести, без прикрас, поэтому он не нравится светскому обществу.
Лермонтов говорит о том, что поэт « в наш век изнеженный» «свое утратил назначенье», превратил поэзию в источник материальных благ. Пишет то, что требует от него общество, а не то, что хотелось бы.
«Клинком покрытым ржавчиной презренья» Лермонтов называет голос поэта «простой и гордый», который в данный момент звучит для развлечения толпы.
В стихотворении «Пророк» поэт бежит от непонимания общества в пустыню, В произведении «Поэт» Лермонтов жалеет и осуждает поэта, за то что он не использует свой дар для получения денег. В стихотворении «Пророк» Лермонтов одобрил выбор поэта, который не стал подстраиваться под толпу.Пророк – это высокий мужчина, в светлых одеждах, с длинными волосами и бородой, с добрыми светлыми глазами, в руках у него посох. Таким себе представляю пророка я. Самолюбивые старцы видят его угрюмым, худам, бледным, бедным, одетым в лохмотья, глупым.
Пророк бежал из города. Люди его не поняли и на «правды чистые ученья»: в него «бросали бешено каменья».