«Мильон терзаний (Критический этюд) » была написана в 1872 году с необычными для Гончарова быстротой и страстностью. Его мысль развивалась столь последовательно, облекаясь в отточенные формы, именно потому, что интерпретация обдумывалась многие годы (начиная со студенческих лет) в диалоге-споре с глубоко почитаемыми авторами и только в итоге случайного толчка — посещения бенефиса актера И. И. Монахова (декабрь 1871 года) — вылилась на бумагу. Сразу по публикации статья Гончарова была оценена как «лучшая критическая статья в нашей литературе о значении и достоинствах «Горя от ума» . Никто так смело и так правдиво не очертил Чацкого, никто так полно не понял его, никто не сделал таких сопоставлений, как Гончаров» .
Главная проблема - конфликт столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов. Противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного произведения . Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставления другим образам. В поэме конфликт между удалым, благородным, независимым Калашниковым и кромешником , "лукавым рабом" царя Кирибеевичем, - безусловно прочитывается в контексте "лютого времени".