С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэтаи фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение«Рассказ танкиста» относится к этому циклу. Прием «рассказ в рассказе» в литературе не нов. Еще А. С. Пушкинпрекрасно использовал его в «Повестях Белкина». Это приблизить происходящее к читателю, ощутить себяучастником событий. Очевидец повествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему. Но этот же прием позволяетавтору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою, ибо его «устами» говорит теперь герой.Все это прекрасно и гармонично сплелось в стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста».Читая стихотворение, невольно вспоминаешь некрасовские Зытовые сцены, та же простота и доходчивость принесомненных художественных достоинствах произведения.
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Сразу «заявлена» ситуация ожесточенного боя, в котором не до вопросов и биографий — надо победить коварного исильного врага, поэтому все средства хороши, все потери «оправданны». Без рассуждений принимается ребенка:боец не имеет возраста. Дети во время войны были порой «опаснее» взрослых.
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы продвигались к площади вперед.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
А черт его поймет, откуда бьет...
И вдруг к машине подбежал парнишка:
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
... А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Небольшое по объему стихотворение дает полное представление о драматической ситуации, когда нужно принимать быстрыерешения, некогда предаваться сентиментальным рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любоепромедление, осторожничанье было не в чести.
Что ж, бой не ждет. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
В этих строках слышится романтика боя, но поэт не приукрашивает действительность, скорее дает ее в восприятиисвоего юного героя. Когда же рассказ «возвращается» к танкисту, он не идеализирует обстановку, а показывает ее совсеми реалиями.
Подъехали. Вот здесь. И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Страшная картина возмездия. Но это логическое завершение любого посягательства на свободу отечества, поэтому невоспринимается чем-то ужасным, не подходящим для литературного описания. Враги получили по заслугам. В следующийраз они не будут легкомысленно надеяться на скорую победу.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал хлопец! —
И руку, как товарищу Что может быть ценнее на войне, кроме взаимо и взаимовыручки. Удивительно, но в стихотворении Твардовскоговместился целый военный эпизод. Поэтическая форма позволила автору многое не досказать, что-то оставить зарамками произведения. Личный опыт читателей позволяет многое понять без слов и комментариев поэта. Главное жедостигнуто — показана яркая картина штурма населенного пункта, занятого врагом. В «Рассказе танкиста» поэт применяетсвой излюбленный кольцевую композицию, подчеркивающую в данном случае трудность военного пути, еще нескорую, хотя и неминуемую победу. Был трудный бой. Очередной из многих боев, которые предстоит пройти не толькотанкисту, но и многим тысячам таких же самоотверженных бойцов, ковавших победу родины. Он потому и «забыл» спроситьимя «мальчонки», что не мечтает о собственной славе, честно выполняя долг солдата, думает лишь о защите родины.Твардовскому прекрасно удалось передать обстановку и настроение того сурового времени. Немногословно, но весомосказать о безвестных героях, раскрыть образ времени, его суровую романтику и реальную жизнь — главная задачаавтора. Лирика А.Т. Твардовского не потеряла своего значения и в наши дни. Она учит нас патриотизму, честному, ане показному отношению к порученному делу.
Из тысячи лиц узнал бы я мальчонку А. Т. Твардовский С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев.
Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу. Прием «рассказ в рассказе» в литературе не нов. Еще А. С. Пушкин прекрасно использовал его в «Повестях Белкина». Это приблизить происходящее к читателю, ощутить себя участником событий. Очевидец повествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему.
Но этот же прием позволяет автору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою, ибо его «устами» говорит теперь герой. Все это прекрасно и гармонично сплелось в стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста». Читая стихотворение, невольно вспоминаешь некрасовские бытовые сцены, та же простота и доходчивость при несомненных художественных достоинствах произведения.
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Сразу «заявлена» ситуация ожесточенного боя, в котором не Чо вопросов и биографий — надо победить коварного и сильного |врага, поэтому все средства хороши, все потери «оправданны». Без рассуждений принимается ребенка: боец не имеет возраста.
Дети во время войны были порой «опаснее» взрослых. Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы продвигались к площади вперед. А он гвоздит — не выглянуть из башен,— А черт его поймет, откуда бьет И вдруг к машине подбежал парнишка: Я знаю, где их пушка. Я разведал А. дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Сразу «заявлена» ситуация ожесточенного боя, в котором не до вопросов и биографий — надо победить коварного исильного врага, поэтому все средства хороши, все потери «оправданны». Без рассуждений принимается ребенка:боец не имеет возраста. Дети во время войны были порой «опаснее» взрослых.
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы продвигались к площади вперед.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
А черт его поймет, откуда бьет...
И вдруг к машине подбежал парнишка:
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
... А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Небольшое по объему стихотворение дает полное представление о драматической ситуации, когда нужно принимать быстрыерешения, некогда предаваться сентиментальным рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любоепромедление, осторожничанье было не в чести.
Что ж, бой не ждет. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
В этих строках слышится романтика боя, но поэт не приукрашивает действительность, скорее дает ее в восприятиисвоего юного героя. Когда же рассказ «возвращается» к танкисту, он не идеализирует обстановку, а показывает ее совсеми реалиями.
Подъехали. Вот здесь. И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Страшная картина возмездия. Но это логическое завершение любого посягательства на свободу отечества, поэтому невоспринимается чем-то ужасным, не подходящим для литературного описания. Враги получили по заслугам. В следующийраз они не будут легкомысленно надеяться на скорую победу.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал хлопец! —
И руку, как товарищу Что может быть ценнее на войне, кроме взаимо и взаимовыручки. Удивительно, но в стихотворении Твардовскоговместился целый военный эпизод. Поэтическая форма позволила автору многое не досказать, что-то оставить зарамками произведения. Личный опыт читателей позволяет многое понять без слов и комментариев поэта. Главное жедостигнуто — показана яркая картина штурма населенного пункта, занятого врагом. В «Рассказе танкиста» поэт применяетсвой излюбленный кольцевую композицию, подчеркивающую в данном случае трудность военного пути, еще нескорую, хотя и неминуемую победу. Был трудный бой. Очередной из многих боев, которые предстоит пройти не толькотанкисту, но и многим тысячам таких же самоотверженных бойцов, ковавших победу родины. Он потому и «забыл» спроситьимя «мальчонки», что не мечтает о собственной славе, честно выполняя долг солдата, думает лишь о защите родины.Твардовскому прекрасно удалось передать обстановку и настроение того сурового времени. Немногословно, но весомосказать о безвестных героях, раскрыть образ времени, его суровую романтику и реальную жизнь — главная задачаавтора. Лирика А.Т. Твардовского не потеряла своего значения и в наши дни. Она учит нас патриотизму, честному, ане показному отношению к порученному делу.
Из тысячи лиц узнал бы я мальчонку А. Т. Твардовский С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев.
Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу. Прием «рассказ в рассказе» в литературе не нов. Еще А. С. Пушкин прекрасно использовал его в «Повестях Белкина». Это приблизить происходящее к читателю, ощутить себя участником событий. Очевидец повествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему.
Но этот же прием позволяет автору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою, ибо его «устами» говорит теперь герой. Все это прекрасно и гармонично сплелось в стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста». Читая стихотворение, невольно вспоминаешь некрасовские бытовые сцены, та же простота и доходчивость при несомненных художественных достоинствах произведения.
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Сразу «заявлена» ситуация ожесточенного боя, в котором не Чо вопросов и биографий — надо победить коварного и сильного |врага, поэтому все средства хороши, все потери «оправданны». Без рассуждений принимается ребенка: боец не имеет возраста.
Дети во время войны были порой «опаснее» взрослых. Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы продвигались к площади вперед. А он гвоздит — не выглянуть из башен,— А черт его поймет, откуда бьет И вдруг к машине подбежал парнишка: Я знаю, где их пушка. Я разведал А. дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.