Підкреслити і підписати художні образи. Знайти засоби творення художніх образів і назвати їх.
1. Стану справжнім, як природа, як вечеря на столі (А. Демиденко) 2. Натомлену спину день ховав за дахами дач (Е. Плужник) 3. Вечірня птаха тиші натомленим крилом торка моє чоло (П.Карпенко). 4. День за горою погасав (Л. Глібов). 5. Так ніхто не кохав. Через тисячі літ лиш приходить подібне кохання (В. Сосюра). 6. Я на вбогім сумнім перелозі Буду сіять барвисті квітки, Буду сіять квітки на морозі, Буду лить на них сльози гіркі (Леся Українка ) 7. Урешті стою. Мене спиняе біла піна гречок, запашна, легка, наче збита крилами бджіл. Просто під ноги лягла співуча арфа й гуде на всі струни. Стою й слухаю (М. Коцюбинський) 8. Франківщино! Моя висока земле! (Д. Павличко).
В "Стихотворениях в прозе" талант Тургенева блеснул новыми гранями. Большинство этих лирических миниатюр отличается музыкальностью, романтичностью; в них выразительны пейзажные зарисовки, выполненные то в реалистической, то в романтической манере, а нередко – и с привнесением фантастического колорита.
До сих пор тургеневские "Стихотвореня в прозе" остаются образцом мастерского владения русским слогом. Писатель знал тайну и художественного и одновременно этического внушения и умел волновать не только красотою, но и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей и красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию произведения, простота при глубине – все это читатель находит в "Стихотворениях в прозе".
Близнецы
Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.
Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом.. . Для тебя не будет никакой разницы.. . но мне-то не так будет жутко.
Февраль, 1878
В нём всего два предложения. В первом говорится о споре. Спор – словесное состязание, обсуждение, в котором каждый отстаивает своё мнение, в споре рождается истина, но только не в таком, как изобразил Тургенев. Второе предложение построено на антитезе: похожие друг на друга всем, близнецы должны бы любить друг друга, ведь это их образ и подобие, а они «ненавидели друг друга непримиримо». )
Обратите внимание на тире: оно, как некая черта, разделяет близнецов, разводит по разные стороны. Забыли близнецы главную заповедь: «Возлюби ближнего…» , впали в страшный грех, незамолимый, – гнев. Злоба, ненависть разрушают всё не только вокруг человека, но всё и в самом человеке. Эта тема звучит и во втором абзаце. Обилие глаголов, причастий. Глаголы обозначают действие, здесь – разрушающее действие. Это уже не спор, а драка. Автор берёт одного из близнецов за руку и ведёт как (кто? ) поводырь слепого. А они и есть слепые, от ярости ничего не видят.
Автор взволнован, ему трудно сдержать себя, трудно, не оскорбив человека, объяснить, как ужасно то, что произошло между близнецами. )
Обратим внимание и на то, что слова «ближний» и «близнецы» –однокоренные. Все люди – близнецы. Поэтому это стихотворение не только о взаимоотношениях между кровными родными, но и о взаимоотношениях вообще людей.
Объяснение:
Герой, от имени которого ведется рассказ, - «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. В молодости он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Каждый проживаемый им день был похож на праздник: учеба не отнимала много времени, и молодой человек с радостью предавался забавам и развлечениям. Главное удовольствие его жизни составляли званые вечера и балы. Один из таких балов оставил глубокий след в его сердце.
К тому вечеру молодой человек готовился особенно тщательно, поскольку на нем должна была присутствовать любимая девушка – Варенька, «высокая, стройная, грациозная и величественная» с ласковой и всегда веселой улыбкой. Весь вечер Иван Васильевич танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью». Вальсы и мазурки сменялись кадрилями и польками, шампанское лилось рекой, благосклонные улыбки и взгляды Вареньки, ее нежный смех кружили голову. Ивана Васильевича переполняло счастье. Особенно яркое впечатление произвел на него танец Вареньки с отцом – красивым статным стариком в чине полковника. После ужина Иван Васильевич опять танцевал с Варенькой, и «счастье его росло и росло».
Но утром произошли события, которые круто изменили его настроение, да и всю его жизнь. Придя домой после бала, юноша понял, что переполняющие его чувства не дадут ему уснуть, и вышел прогуляться, бессознательно направляясь туда, где жила его любимая. Но здесь счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, проводимого сквозь строй солдат, вооруженных палками. Командовал этим действием отец Вареньки, тот самый статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью на балу. Одни солдаты вели раздетого по пояс человека, привязанного к ружьям, а остальные солдаты били его палками. Иван Васильевич увидел мокрую, красную, неестественную спину солдата, который просил помиловать его. А рядом с беднягой Иван Васильевич увидел полковника, который не только шел радом, но и внимательно наблюдал за исполнением наказания. Увидев Ивана Васильевича, полковник отвернулся, как будто не встречал его никогда. Суровая реальность поразила юношу. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что «любовь с этого дня пошла на убыль», потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину «полковника на площади», и ему становилось как-то неловко и неприятно, он стал все реже и реже с нею видеться. Более того, он отказался от карьеры военного, как планировал раньше.
На всю жизнь запомнил эту ужасную картину Иван Васильевич. Другими глазами посмотрел он на окружающих людей – и на себя тоже. Не умея изменить или остановить зло, юноша отказался от своего участия в нем.