Развитие русской сатирической литературы в начале ХХ века. Писательское кредо Тэффи (Надежды Лохвицкой) как "благословение Божьей десницы" на весь мир. Изучение проблемы счастья, осмысленной замечательными писателями–сатириками. Сказы Михаила Зощенко.
Объяснение:
Русская сатирическая литература начала 20 века богата звучными именами писателей-юмористов. Но особое место в этой плеяде среди многих занимают Надежда Тэффи и Михаил Зощенко. В своей работе я попробую понять, как именно они стали властелинами читательских сердец? Именно они сохранили быть духовно свободными, внутренне независимыми, Тэффи в эмиграции, Зощенко в начале 50-х годов, когда пережил гонения власти, постыдную травлю вместе с А. Ахматовой (Постановления ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград»). Он был грубо исключён из литературы, а в сущности, из жизни. В чём же сила их таланта вызывать и слёзы, и смех? Что лежит в основе их концепции бытия и философии юмора?
Себе лишь самому служить и угождать.
Для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.
Прав был Пушкин, когда утверждал, что обязанность поэта становится его самоутверждение.
Писатели-сатирики не наблюдали нравы и характеры людей, но относились с большой восприимчивостью ко всему нелепому, в остроумном и забавном свете изображая все пороки и причуды человеческой природы. Они показывают мир, в котором соседствуют высокое и низкое, истинное и ложное, талантливое и бездарное. Главное для человека, определяющее смысл жизни, все его устремления, помыслы и действия - это достижение счастья. Но оно, чистое и светлое, зачастую недостижимо. Человеческие пороки, омрачают душу человека, и искажают истинное восприятие мира. И задача настоящего писателя в том, чтобы напомнить людям об их высшем назначении, показать человеческую жизнь во всем многообразии и несовершенстве, чтобы как в зеркале читатели явственно и ярко увидели изъяны своего существования. Описываемое в рассказах состояние мира настораживает, пугает читателя, ведь перед ним мир, далёкий от идеала, в нём много горя, страданий, одиночества. Но писателями этот мир принимается, потому что он создан все-таки людьми, хотя и исказившими своими помыслами и поступками мир божественный, прекрасный и справедливый. Они верят, что желающие смогут вырваться из фальшивого, искусственного окружения и найдут свой правильный и праведный путь.
В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне».
Дети были очень милые. «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее... отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки... Только носик один был чистенький и глядел вверх.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый... Это был мальчик упрямый и сильный.
«Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».
«После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен».
Все соседи старались осиротевшим детям, но они и сами неплохо справлялись с хозяйством. Да еще и во всех общественных работах.
Дети жили дружно. Настя хлопотала по хозяйству, а Митя взял на себя «всю мужицкую работу» да научился вытесывать деревянную утварь — и ее охотно у него брали. Благодарили добром.
II
«Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом ».
Митраша и Настя собрались за клюквой. «Еще до свету Настя задала корм всем своим животным. Митраша взял отцовское двуствольное ружье «тулку», манки на рябчиков и не забыл тоже и компас».
Отец объяснил ему когда-то, для чего нужна стрелка.
Настя берет с собой большую корзину — а вдруг отыщут в лесу заветное местечко («палестинку»). Про нее еще отец рассказывал.
Еще отец говорил про страшное место Слепую елань. Это очень топкое место в болоте. Много там погибло животных, люди тоже пропадали...
И вот возле этой Елани и есть «палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На палестинке еще никто не бывал!»
Взяли с собой молока, хлеба и вареной картошки.
III
Дети перешли Блудово болото. Поднялись на холм под названием Высокая грива. Оттуда виднелась борина (холм, поросший лесом) Звонкая. У тропы стали попадаться первые клюквины. Дети бросали ее в рот и повторяли:
— Какая сладкая!
Эта весенняя клюква была сладкой только по сравнению с осенней, но деревенские дети были привычные.
Брат пугает сестру:
— Отец говорил, тут есть страшный волк Серый помещик.
— Помню. Тот самый, что порезал перед войной наше стадо.
Митраша, «охотник с двойным козырьком», говорит, что их-то волк
не тронет — у них ведь ружье.
Дети слышат голос птиц и зверей — все они хотят выговорить «какое-то общее всем, единое прекрасное слово!».
Выпь, бекас, заяц — все выговаривают свое «Здравствуй!».
А вот послышался и журавлиный клич — значит, скоро взойдет солнце.
Но слышен и вой — не Серый ли помещик это воет?
Митраша уговаривает сестру идти к палестинке по стрелке компаса, а не той широкой тропой, которой ходят все люди.
IV, V
«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх, рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет.
Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа...»
Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей послушали токование тетеревов.
И опять Митраша уговаривает сестру идти по узенькой тропке — не по той, что большинство людей протоптало.
Дети поссорились. Брат пошел по слабенькой тропке, сестра — по более плотной.
У Митраши не было с собой еды — припас остался в корзинке у Насти.
Где-то рядом с ними бегает знакомая детям собака Травка — большая, рыжая гончая с черными ремешками по всей спине. Осиротела она после смерти своего хозяина — доброго старика Антипыча.
Травка «стала жить в лесу, как и всякий зверь. Только очень трудно было Травке привыкать к дикой жизни. Она гоняла зверей для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя.
Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Подмяв его под себя, она ложилась и ждала, когда Антипыч придет, и, часто вовсе голодная, не позволяла себе есть зайца...»
Воет Травка от тоски по хозяину.
«К этому вою давно уже прислушивается волк Серый помещик...»
VI, VII
Рассказчик описывает, как бригада по отстрелу волков — он был в ее составе — вместе с деревенскими крестьянами перебила волчий выводок, окружив его логово флажками. Волки боятся красного цвета.
«Волки шли очень осторожно. Загонщики нажали. Волчица пошла на рысях. И вдруг...
Развитие русской сатирической литературы в начале ХХ века. Писательское кредо Тэффи (Надежды Лохвицкой) как "благословение Божьей десницы" на весь мир. Изучение проблемы счастья, осмысленной замечательными писателями–сатириками. Сказы Михаила Зощенко.
Объяснение:
Русская сатирическая литература начала 20 века богата звучными именами писателей-юмористов. Но особое место в этой плеяде среди многих занимают Надежда Тэффи и Михаил Зощенко. В своей работе я попробую понять, как именно они стали властелинами читательских сердец? Именно они сохранили быть духовно свободными, внутренне независимыми, Тэффи в эмиграции, Зощенко в начале 50-х годов, когда пережил гонения власти, постыдную травлю вместе с А. Ахматовой (Постановления ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград»). Он был грубо исключён из литературы, а в сущности, из жизни. В чём же сила их таланта вызывать и слёзы, и смех? Что лежит в основе их концепции бытия и философии юмора?
Себе лишь самому служить и угождать.
Для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.
Прав был Пушкин, когда утверждал, что обязанность поэта становится его самоутверждение.
Писатели-сатирики не наблюдали нравы и характеры людей, но относились с большой восприимчивостью ко всему нелепому, в остроумном и забавном свете изображая все пороки и причуды человеческой природы. Они показывают мир, в котором соседствуют высокое и низкое, истинное и ложное, талантливое и бездарное. Главное для человека, определяющее смысл жизни, все его устремления, помыслы и действия - это достижение счастья. Но оно, чистое и светлое, зачастую недостижимо. Человеческие пороки, омрачают душу человека, и искажают истинное восприятие мира. И задача настоящего писателя в том, чтобы напомнить людям об их высшем назначении, показать человеческую жизнь во всем многообразии и несовершенстве, чтобы как в зеркале читатели явственно и ярко увидели изъяны своего существования. Описываемое в рассказах состояние мира настораживает, пугает читателя, ведь перед ним мир, далёкий от идеала, в нём много горя, страданий, одиночества. Но писателями этот мир принимается, потому что он создан все-таки людьми, хотя и исказившими своими помыслами и поступками мир божественный, прекрасный и справедливый. Они верят, что желающие смогут вырваться из фальшивого, искусственного окружения и найдут свой правильный и праведный путь.
В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне».
Дети были очень милые. «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее... отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки... Только носик один был чистенький и глядел вверх.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый... Это был мальчик упрямый и сильный.
«Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».
«После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен».
Все соседи старались осиротевшим детям, но они и сами неплохо справлялись с хозяйством. Да еще и во всех общественных работах.
Дети жили дружно. Настя хлопотала по хозяйству, а Митя взял на себя «всю мужицкую работу» да научился вытесывать деревянную утварь — и ее охотно у него брали. Благодарили добром.
II
«Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом ».
Митраша и Настя собрались за клюквой. «Еще до свету Настя задала корм всем своим животным. Митраша взял отцовское двуствольное ружье «тулку», манки на рябчиков и не забыл тоже и компас».
Отец объяснил ему когда-то, для чего нужна стрелка.
Настя берет с собой большую корзину — а вдруг отыщут в лесу заветное местечко («палестинку»). Про нее еще отец рассказывал.
Еще отец говорил про страшное место Слепую елань. Это очень топкое место в болоте. Много там погибло животных, люди тоже пропадали...
И вот возле этой Елани и есть «палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На палестинке еще никто не бывал!»
Взяли с собой молока, хлеба и вареной картошки.
III
Дети перешли Блудово болото. Поднялись на холм под названием Высокая грива. Оттуда виднелась борина (холм, поросший лесом) Звонкая. У тропы стали попадаться первые клюквины. Дети бросали ее в рот и повторяли:
— Какая сладкая!
Эта весенняя клюква была сладкой только по сравнению с осенней, но деревенские дети были привычные.
Брат пугает сестру:
— Отец говорил, тут есть страшный волк Серый помещик.
— Помню. Тот самый, что порезал перед войной наше стадо.
Митраша, «охотник с двойным козырьком», говорит, что их-то волк
не тронет — у них ведь ружье.
Дети слышат голос птиц и зверей — все они хотят выговорить «какое-то общее всем, единое прекрасное слово!».
Выпь, бекас, заяц — все выговаривают свое «Здравствуй!».
А вот послышался и журавлиный клич — значит, скоро взойдет солнце.
Но слышен и вой — не Серый ли помещик это воет?
Митраша уговаривает сестру идти к палестинке по стрелке компаса, а не той широкой тропой, которой ходят все люди.
IV, V
«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх, рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет.
Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа...»
Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей послушали токование тетеревов.
И опять Митраша уговаривает сестру идти по узенькой тропке — не по той, что большинство людей протоптало.
Дети поссорились. Брат пошел по слабенькой тропке, сестра — по более плотной.
У Митраши не было с собой еды — припас остался в корзинке у Насти.
Где-то рядом с ними бегает знакомая детям собака Травка — большая, рыжая гончая с черными ремешками по всей спине. Осиротела она после смерти своего хозяина — доброго старика Антипыча.
Травка «стала жить в лесу, как и всякий зверь. Только очень трудно было Травке привыкать к дикой жизни. Она гоняла зверей для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя.
Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Подмяв его под себя, она ложилась и ждала, когда Антипыч придет, и, часто вовсе голодная, не позволяла себе есть зайца...»
Воет Травка от тоски по хозяину.
«К этому вою давно уже прислушивается волк Серый помещик...»
VI, VII
Рассказчик описывает, как бригада по отстрелу волков — он был в ее составе — вместе с деревенскими крестьянами перебила волчий выводок, окружив его логово флажками. Волки боятся красного цвета.
«Волки шли очень осторожно. Загонщики нажали. Волчица пошла на рысях. И вдруг...
Стоп! Флаги!