Залуский Ян Кшиштоф — главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо «с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами» . «Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды» . Ноги «длинные и тонкие» , с их феномен» , как его называет сопровождающий, «долгоусый» субъект, снимает с головы картуз, расчесывает гребенкой бороду, крестится и наконец пишет на белом листке «ровную красивую строчку» : «Человек создан для счастья, как птица для полета» . Эта фраза действительно стала, как ее и называет 3., афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал 3., не только афоризм, но и «парадокс» . «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» , — говорит он позднее. Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести «Без языка» , где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание) , подчеркивает парадокс 3. не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство 3.) и не из педагогических целей, но ради утверждения центральной идеи всего своего творчества: «Жизнь.. . кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которо- го — добро и счастье. ..Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление» . Именно врожденное несчастье ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.
“В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем” — такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в преемственной связи с драматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, комедия “Ревизор” отличалась масштабностью своего художественного обобщения и объемностью проблематики. При смеха, “который весь излетает из светлой природы человека”, писатель с высоты творческого гения отразил “зло своего времени”. Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — самый трудный образ в пьесе что же представляет из себя этот герой. Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми порекаемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Он беден и не работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо «с подвижными
острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами» .
«Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не
было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды» . Ноги
«длинные и тонкие» , с их феномен» , как его называет
сопровождающий, «долгоусый» субъект, снимает с головы картуз,
расчесывает гребенкой бороду, крестится и наконец пишет на белом
листке «ровную красивую строчку» : «Человек создан для счастья, как
птица для полета» .
Эта фраза действительно стала, как ее и называет 3., афоризмом,
причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал 3.,
не только афоризм, но и «парадокс» . «Человек создан для счастья,
только счастье не всегда создано для него» , — говорит он позднее.
Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья
(вплоть до повести «Без языка» , где положение человека в чужой стране
придает понятию немоты философское звучание) , подчеркивает
парадокс 3. не только для более острого изображения взаимоотношений
между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и
достоинство 3.) и не из педагогических целей, но ради утверждения
центральной идеи всего своего творчества: «Жизнь.. . кажется мне
проявлением общего великого закона, главные основные черты которо-
го — добро и счастье. ..Общий закон жизни есть стремление к счастию
и все более широкое его осуществление» . Именно врожденное
несчастье ему выразить эту свою заветную
мысль с особой убедительностью.
Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — самый трудный образ в пьесе что же представляет из себя этот герой. Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми порекаемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Он беден и не работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.