Памгите Прачитацте статью Л. И. Кричевской. Подготовьте расказ об использовании и роли детали в повести "Капитанская дочка" Сюжетность детали <…>
Незаметно, среди прочих описаний возникает повторяющаяся деталь в «Капитан-
ской дочке». Петрушу Гринева снаряжают в дальний путь: «Надели на меня заячий тулуп,
а сверху лисью шубу». В эпизодах на постоялом дворе заячий тулуп участвует как вещь,
как реальная ценность и одновременно как завязка человеческих отношений героя с вожа-
тым — Пугачевым. Мы помним, что Гринев дарит вожатому свой детский заячий тулуп-
чик, который, с трудом налезая, трещит по швам на богатырской фигуре Пугачева.
«Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал
с низким поклоном ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не
забуду ваших милостей”. — Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания
на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе».
Так деталь включается в систему основных образов произведения. Это подтверждает
и конец последней фразы, где в одном ряду стоят «вьюга», «вожатый» и «заячий тулуп».
Далее история с тулупом всплывает после сцены расправы Пугачева над гарнизоном
крепости. Савельич напоминает Гриневу:
«— Как батюшка? Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом
дворе? Заячий тулупчик совсем новешенький; а он, бестия, его так и распорол, напяливая на себя!
Я изумился. В самом деле сходство Пугачева с моим вожатым было разительно. Я удосто-
верился, что Пугачев и он были одно и то же лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.
Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге,
избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и по-
трясал государством!»
В поворотах сюжета заячий тулуп становится символом того общего, что по-челове-
чески связывает Гринева с Пугачевым.
Мотив заячьего тулупа появляется всегда в ситуации грозящей опасности и ее благо-
получного разрешения (помилования).
В последний раз о тулупе напоминает сам Пугачев, объясняя свое очередное заступ-
ничество за Гринева (это происходит на пути в Белогорскую крепость, куда герои едут,
чтобы освободить Машу), после чего заячий тулуп как символ, как мотивировка событий
сходит со сцены. Деталь уже не может выражать всей глубины и сложности отношений
героев. За заячий тулуп, когда-то подаренный на постоялом дворе, Пугачев щадит Грине-
ва, но Машу он совсем по другой причине. Помните, как горячо он воскликнул:
«Кто из моих людей смеет обижать сироту?»
Деталь описания, то есть в основе своей деталь статичная, получила динамику,
собственное развитие, идущее в русле общего сюжета. Характерным условием этого
развития был свободный переход повторяющейся детали из описания в диалог, в высказы-
вания персонажей, в размышления героя-рассказчика.
Вот и пришла весна. Солнце начинает появляться на небе все чаще, небо делается более ярким, густо-синим, вовсю тает снег и бегут ручьи. Земля еще холодная, слишком сырая и голая, а через остатки снега пробиваются самые первые цветы, которые так и называют: подснежники.
Весна пришла! В лесу начинается оживление: просыпаются от зимней спячки звери, возвращаются после зимовки птицы. Все заняты парованием и обустройством уютных гнездышек и норок, все готовятся к выведению потомства, для этого нужны надежные дома.
Наступление весны - это пробуждение природы, начало активной жизни природы. Быстро набухают и лопаются почки, из которых появляются нежно-зеленые листочки, а затем они растут с невообразимой скоростью. За неделю деревья полностью покрывается листвой, которая нежно шуршит на весеннем ветерке. Всюду чувствуется жизнь.
Быстротечность жизни, в том числе и своей, ощущается в этом стихотворении, хотя напрямую об этом и не говорится. И особо заставляет задуматься последняя строфа стихотворения, в которой появляется глагол "грызть", который дает нам понять, что не все в жизни Цветаевой было так просто:
Мне и доныне
хочется грызть
жаркой рябины
горькую кисть.