Павшемуся
Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт
перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, же-
лая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Не мудрено,
однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался от утра до утра ваду,
где, как известно, не так холодно, как у нас зимою, и где, надев-
Іши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кух-
мистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с ка-
ким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу.
Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то,
что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отста-
вила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек,
летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спу-
стилась по воздуху, будто по ледяной пoкaтой горе, и прямо
в трубу,
Черт таким же порядком отправился вслед за нею. Но так
как это животное проворнее всякого франта в чулках, то не
мудрено, что он наехал при самом входе в трубу на шею своей
любовницы, и оба очутились в печке между горш-
ка ми.
Путешественница отодвинула потихоньку заслонку, погля-
деть, не назвал ли сын ее Вакула в хату гостей, но, увидевши,
что никого не было, выключая только мешки, которые лежали
посереди хаты, вылезла из печки, скинула теплый кожух, опра-
нилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила
на метле.
Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет.
Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею
в такие годы. Однако ж она так умела причаровать к себе самых
степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заме-
тить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голо-
ва, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было
дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к
чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними пересказать Гоголь. НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
себе на уме - скрытен, хитёр, имеет заднюю мысль
без царя в голове - о взбалмошном, глупом, пустом, неосмотрительном человеке
святая простота - наивность, наивный человек
сердце мохом обросло - кто либо стал бездушным, неотзывчивым, черствым
синий чулок - о сухой, лишенной женственности, всецело поглощенной научными интересами женщине
голова садовая - несообразительный, нерасчетливый или рассеянный человек.
горячая голова - пылкая, увлекающаяся, предприимчивая, решительная (горячо относящийся к чему)
душа нараспашку - открытый, общительный, дружелюбный человек, которому нечего скрывать
аршин с шапкой - человек маленького роста
без руля и без ветрил - без ясного направления и цели
белая ворона -
о человеке, резко отличающемся or других своими поступками.
белая кость - о человеке знатного происхождения
бесструнная балалайка - болтливый человек, пустомеля
большое сердце - о том, кто горячо и сильно чувствовать
ветряная мельница - человек, непостоянный в своих взглядах и убеждениях
ветреная голова - несерьёзный, легкомысленный человек
взятки гладки с кого - нечего взять, ничего не добьешься, не получишь
видавший виды - бывалый, опытный, зрелый человек
вольная птица - человек, ни от кого не зависящий в своих действиях
медный лоб - о бессмысленно-упрямом, бестолковом человеке
мастер на все руки - человек, умеющий всё делать, искусный во всяком деле
Объяснение, источник:Это всё можно было самому найти в интернете. К сожалению я не успеваю придумать предложения, так как появились новые дела. Но думаю, что зная значения всех этих фразеологизмов можно будет легче вам придумать.
Михаил Юрьевич Лермонтов — мой любимый поэт. Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.
В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении “И скучно и грустно” поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят — все лучшие годы!
В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка.
Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не к борьбе. Эти мысли звучат в “Думе”:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее. Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении “Листок” Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении “Парус”. Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:
Я жить хочу, хочу печали
Любви и счастию назло:
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбранный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею.