«культурный человек должен знать свою и . читая летопись, мы слышим голос далёкого прошлого. произведение как бы разрушает преграды между эпохами, и мы попадаем в прошлые столетия, становимся свидетелями происходящего много лет назад» д.с. лихачёв (слайд 2)
как вы его понимаете? запишите его себе в тетрадь.
зачем мы обращаемся к далёкого прошлого?
что, по вашему мнению, она даёт современному читателю?
сегодня на уроке у нас встретятся такие слова, как благочестие и благочестивый. как вы понимаете два этих слова? запишите определение в тетрадь. (слайд 3)
именно средневековая оказала сильное влияние на становление и развитие жанров, стала источником нравственности и патриотизма новой .
назовите основные жанры ? ( послание, притча, сказания, легенды, жития) запишите их (слайд 4)
наиболее интересным памятником является житие первых святых, князей- мучеников бориса и глеба.
житие святого- один из основных жанров средневековья. жития представляют собой рассказы о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных ( т.е официально признанных) христианской церковью.
главная цель этих произведений- нравоучительная, показать, как человек, приняв на себя подвиг благочестия ( аскетизм, мученическая смерть) приходит к святости и признанный церковью, становится примером для подражания. жития любили наши предки. (слайд 5) пишем.
ярко выраженное противопоставление добра и зла мы встречаем в произведении «житие и погубление бориса и глеба», принадлежащее перу нестора, монаха киево-печерского монастыря. основа событий такова. в 1015 году умирает старый князь владимир, желавший назначить наследником своего сына бориса, которого в это время не было в киеве. брат бориса святополк, замыслив овладеть престолом, велит убить бориса и его младшего брата глеба. возле их тел, брошенных в степи, начинают происходить чудеса. после победы ярослава мудрого над святополком тела были перезахоронены и братья провозглашены святыми.
святополк помышляет и действует по наущению дьявола. «житие бориса и глеба» - рассказ о мученической смерти святых. основная тема определяла и художественную структуру такого произведения, противопоставление добра и зла, мученика и мучителей, диктовала особую напряженность и «плакатную» прямоту кульминационной сцены убийства: она должна быть долгой и нравоучительной.
борис и глеб знают о приближающейся смерти, страшатся её, но в то же время покорно ждут кончины. они, видя спасение «только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви». с самого начала они окружены ореолом святости. отрицательный персонаж – святополк. он является носителем худших человеческих качеств – зависти, властолюбия, гордыни.
культ бориса и глеба на руси имело большое значение (политическое и религиозное). память их отмечается 24 июля. они считаются покровителями воинов и хлебопашцев.
открываем учебник на стр 31, я читаю вам отрывок из жития о борисе и глебе. перед вами вопросы, на которые вы должны мне будете ответить. (слайд № 6) 1. перечислите черты бориса и глеба
дати характеристику образів повісті; удосконалювати уміння і навички аналізу тексту; формувати ціннісне ставлення до людей.
обладнання: анкета літературного героя, пам’ятка, схема, чотири пакети для кейсів.
тип уроку: урок засвоєння нових знань.
випереджувальні завдання: діти готують інформаційні пакети про родини за текстом повісті.
дитина не боїться жити, бо покликана відкривати світ і, можливо, він існує до тих пір, поки дорослим вистачає інтересу іти слідом за вічно невгамовними та непосидючими дітьми…
«культурный человек должен знать свою и . читая летопись, мы слышим голос далёкого прошлого. произведение как бы разрушает преграды между эпохами, и мы попадаем в прошлые столетия, становимся свидетелями происходящего много лет назад» д.с. лихачёв (слайд 2)
как вы его понимаете? запишите его себе в тетрадь.
зачем мы обращаемся к далёкого прошлого?
что, по вашему мнению, она даёт современному читателю?
сегодня на уроке у нас встретятся такие слова, как благочестие и благочестивый. как вы понимаете два этих слова? запишите определение в тетрадь. (слайд 3)
именно средневековая оказала сильное влияние на становление и развитие жанров, стала источником нравственности и патриотизма новой .
назовите основные жанры ? ( послание, притча, сказания, легенды, жития) запишите их (слайд 4)
наиболее интересным памятником является житие первых святых, князей- мучеников бориса и глеба.
житие святого- один из основных жанров средневековья. жития представляют собой рассказы о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных ( т.е официально признанных) христианской церковью.
главная цель этих произведений- нравоучительная, показать, как человек, приняв на себя подвиг благочестия ( аскетизм, мученическая смерть) приходит к святости и признанный церковью, становится примером для подражания. жития любили наши предки. (слайд 5) пишем.
ярко выраженное противопоставление добра и зла мы встречаем в произведении «житие и погубление бориса и глеба», принадлежащее перу нестора, монаха киево-печерского монастыря. основа событий такова. в 1015 году умирает старый князь владимир, желавший назначить наследником своего сына бориса, которого в это время не было в киеве. брат бориса святополк, замыслив овладеть престолом, велит убить бориса и его младшего брата глеба. возле их тел, брошенных в степи, начинают происходить чудеса. после победы ярослава мудрого над святополком тела были перезахоронены и братья провозглашены святыми.
святополк помышляет и действует по наущению дьявола. «житие бориса и глеба» - рассказ о мученической смерти святых. основная тема определяла и художественную структуру такого произведения, противопоставление добра и зла, мученика и мучителей, диктовала особую напряженность и «плакатную» прямоту кульминационной сцены убийства: она должна быть долгой и нравоучительной.
борис и глеб знают о приближающейся смерти, страшатся её, но в то же время покорно ждут кончины. они, видя спасение «только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви». с самого начала они окружены ореолом святости. отрицательный персонаж – святополк. он является носителем худших человеческих качеств – зависти, властолюбия, гордыни.
культ бориса и глеба на руси имело большое значение (политическое и религиозное). память их отмечается 24 июля. они считаются покровителями воинов и хлебопашцев.
открываем учебник на стр 31, я читаю вам отрывок из жития о борисе и глебе. перед вами вопросы, на которые вы должны мне будете ответить. (слайд № 6) 1. перечислите черты бориса и глеба
(смирение, кротость, покорность воле божьей.)
2. перечислите черты святополка окаянного:
(зависть, властолюбие, гордыня, злоба, жестокость.)
3. как показана преданность святых князей христианской вере.
дати характеристику образів повісті; удосконалювати уміння і навички аналізу тексту; формувати ціннісне ставлення до людей.
обладнання: анкета літературного героя, пам’ятка, схема, чотири пакети для кейсів.
тип уроку: урок засвоєння нових знань.
випереджувальні завдання: діти готують інформаційні пакети про родини за текстом повісті.
дитина не боїться жити, бо покликана відкривати світ і, можливо, він існує до тих пір, поки дорослим вистачає інтересу іти слідом за вічно невгамовними та непосидючими дітьми…