Расстались мы, но твой портрет Я на груди своей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный - всё храм, Кумир поверженный - всё бог «Расстались мы; но твой портрет», стихотворение Лермонтова (1837 г.), восходящее к раннему стихотворению «Я не люблю тебя; страстей...» (1831 г.), афористическая концовка которого («Так храм оставленный — все храм, / Кумир поверженный — все бог!») без изменений перешла в данное стихотворение. Центральный мотив — неугасшая любовь к утраченной возлюбленной, символической «заменой» которой является ее портрет; мотив этот осложнен темой преходящих «новых страстей», не вытесняющих первую, а лишь подчеркивающих ее. Лирические темы образуют в стихотворении контрастные пары-противопоставления: Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню; И новым преданный страстям Я разлюбить его не мог. Завершается стихотворение символическо-иносказательным сравнением. Традиционные для любовной лирики метафоры «храма» и «бога», помещенные у Лермонтова в реальный психологический контекст, лишаются условно-поэтического ореола и, получая новое ценностное значение, резко повышают лирическую напряженность стихотворения. Тем же целям служит и сплошная мужская рифма. Стихотворение является образцом лирической миниатюры, характерной для поэтики Лермонтова. В стихотворении «Расстались мы...» получили художественно завершенное выражение лирической ситуации и темы стихов 1830-32 гг., в частности сушковского цикла. Уже в «Стансах» («Взгляни, как мой спокоен взор») возникает мотив первой и единственной любви, сохраняемой при всех увлечениях; он варьируется в стихотворении «Раскаянье» и особенно «К Л.-"(«Подражание Байрону»). К 1831 г. относятся три стихотворения, созданные почти одновременно (в тетради черновых автографов они следуют друг за другом): «Силуэт», «Как дух отчаянья и зла», «Я не люблю тебя; страстей...». Все они объединены мотивом разлуки и неугасшего чувства и предвосхищают его воплощение в «Расстались мы...» — силуэт как образ возлюбленной, метафора души-храма, где она обитает как божество. Центральный мотив подсказан лирикой Дж. Байрона («Stanzas to a Lady on leaving England», 1809 г.; ср. также рассказ Байрона о портрете-миниатюре Мэри Чаворт, который он носил при себе). Но если в ранних стихах мотив неизгладимости любовного чувства связан с еще живым для поэта образом возлюбленной, то замена ее образа портретом в этом стихотворении говорит о существенной переакцентировке мотива: это верность не столько самой возлюбленной, сколько идеалу «вечной любви», памяти чувства самого лирического героя. вот только один.
более двух столетий с тех пор, как произведена первая аппендэктомия и заболевания червеобразного отростка, а также его роль в организме стали привлекать внимание врачей, но до сих пор не существует полной ясности в этих вопросах, Успехи медицины и особенно хирургии, сводящие к минимуму смертность от аппендицита, несомненно снижению интереса исследователей к этой проблеме и гасили творческий импульс. Однако анализ статистических данных показывает, что это благополучие только кажущееся. На протяжении последних десятилетий отмечается довольно быстрый рост числа заболеваний аппендицитом, а вернее числа аппендэктомий, почти во всех странах. В Советском Союзе количество таких операций, производимых ежегодно, превышает миллион, а это влечет за собой миллионы дней нетрудо особенно учитывая, что аппендэктомий подвергаются в основном лица активного возраста) и занятости хирургических коек. Даже те минимальные проценты смертности, выражающиеся сотыми долями, при таком объеме операций составляют в абсолютных цифрах тысячи смертей ежегодно. Общие, очень низкие цифры смертности маскируют более тревожные показатели, если исчислять смертность по отношению к деструктивным формам аппендицита, особенно тяжелым, и лицам пожилого возраста. В этих случаях сотые и десятые доли процента превращаются в целые. Нетрудно также подсчитать и огромные материальные потери. Таким образом, эта проблема, кроме медицинского, приобретает и государственное значение. Если мы обратимся к клиническим диагнозам, то увидим, что почти 100% отростков удаляются по поводу "аппендицита". Что это — действительный рост заболеваемости, принимающий характер эпидемий? Что же это за орган, который обладает устойчивостью ко всем другим заболеваниям человека? Не кроется ли здесь какая-то ошибка? Очевидно, наиболее вероятно последнее. В те времена, когда заболеваний аппендицитом и аппендэктомий было мало, т. е. в конце и начале нынешнего века, солидные исследования касались большого разнообразия патологии червеобразного отростка и соответствующим образом были озаглавлены, например: "The Vermiform Appendix and its Diseases" (Kelly и Hurdon, 1905); "Appendicitis and other Diseases about the Appendix" (Holmes, 1904); "Le morfologia e la patologia del appendice vermiforme" (Longhitano, 1928) и т. д. Г. И. Барадулин в 1903 г. подробно разбирает всевозможные виды патологии червеобразного отростка. В дальнейшем, особенно после появления классических трудов Людвига Ашоффа по аппендициту, о других заболеваниях червеобразного отростка стали как-то забывать, и они действительно потонули в потоке "аппендицитов", захлестнувшем все страны. Почти все последующие монографии стали традиционно посвящаться главным образом аппендициту. Лишь отдельные статьи в сборниках и журналах напоминали, что, помимо аппендицита существует еще ряд заболеваний червеобразного отростка. Впереди в изучении этого вопроса идут патологи, имеющие дело с морфологическим субстратом. В начале 50-х годов мне довелось работать в Институте имени Склифосовского под руководством выдающегося патолога нашего времени А. В. Русакова, глубоко интересовавшегося проблемами аппендицита и увлекшего ими меня. Исследуя ежегодно большое количество отростков, я с пристрастием относился к этому и постоянно искал тесного контакта с клиницистами. На протяжении полутора десятилетий проблема болезней червеобразного отростка привлекала меня все больше и я понял, что не одним "аппендицитом" исчерпывается патология червеобразного отростка. Внимательное отношение к клиническим и патологоанатомическим данным позволило выявить большое разнообразие этой патологии. Все вместе взятое заставило меня обобщить собственный материал, охватывающий 18 000 оперативно удаленных отростков и более 1000 секционных наблюдений.
Расстались мы, но твой портрет...
Расстались мы, но твой портретЯ на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог «Расстались мы; но твой портрет», стихотворение Лермонтова (1837 г.), восходящее к раннему стихотворению «Я не люблю тебя; страстей...» (1831 г.), афористическая концовка которого («Так храм оставленный — все храм, / Кумир поверженный — все бог!») без изменений перешла в данное стихотворение. Центральный мотив — неугасшая любовь к утраченной возлюбленной, символической «заменой» которой является ее портрет; мотив этот осложнен темой преходящих «новых страстей», не вытесняющих первую, а лишь подчеркивающих ее. Лирические темы образуют в стихотворении контрастные пары-противопоставления:
Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню;
И новым преданный страстям
Я разлюбить его не мог.
Завершается стихотворение символическо-иносказательным сравнением. Традиционные для любовной лирики метафоры «храма» и «бога», помещенные у Лермонтова в реальный психологический контекст, лишаются условно-поэтического ореола и, получая новое ценностное значение, резко повышают лирическую напряженность стихотворения. Тем же целям служит и сплошная мужская рифма. Стихотворение является образцом лирической миниатюры, характерной для поэтики Лермонтова. В стихотворении «Расстались мы...» получили художественно завершенное выражение лирической ситуации и темы стихов 1830-32 гг., в частности сушковского цикла. Уже в «Стансах» («Взгляни, как мой спокоен взор») возникает мотив первой и единственной любви, сохраняемой при всех увлечениях; он варьируется в стихотворении «Раскаянье» и особенно «К Л.-"(«Подражание Байрону»). К 1831 г. относятся три стихотворения, созданные почти одновременно (в тетради черновых автографов они следуют друг за другом): «Силуэт», «Как дух отчаянья и зла», «Я не люблю тебя; страстей...». Все они объединены мотивом разлуки и неугасшего чувства и предвосхищают его воплощение в «Расстались мы...» — силуэт как образ возлюбленной, метафора души-храма, где она обитает как божество. Центральный мотив подсказан лирикой Дж. Байрона («Stanzas to a Lady on leaving England», 1809 г.; ср. также рассказ Байрона о портрете-миниатюре Мэри Чаворт, который он носил при себе). Но если в ранних стихах мотив неизгладимости любовного чувства связан с еще живым для поэта образом возлюбленной, то замена ее образа портретом в этом стихотворении говорит о существенной переакцентировке мотива: это верность не столько самой возлюбленной, сколько идеалу «вечной любви», памяти чувства самого лирического героя. вот только один.
Если мы обратимся к клиническим диагнозам, то увидим, что почти 100% отростков удаляются по поводу "аппендицита". Что это — действительный рост заболеваемости, принимающий характер эпидемий? Что же это за орган, который обладает устойчивостью ко всем другим заболеваниям человека? Не кроется ли здесь какая-то ошибка? Очевидно, наиболее вероятно последнее. В те времена, когда заболеваний аппендицитом и аппендэктомий было мало, т. е. в конце и начале нынешнего века, солидные исследования касались большого разнообразия патологии червеобразного отростка и соответствующим образом были озаглавлены, например: "The Vermiform Appendix and its Diseases" (Kelly и Hurdon, 1905); "Appendicitis and other Diseases about the Appendix" (Holmes, 1904); "Le morfologia e la patologia del appendice vermiforme" (Longhitano, 1928) и т. д. Г. И. Барадулин в 1903 г. подробно разбирает всевозможные виды патологии червеобразного отростка. В дальнейшем, особенно после появления классических трудов Людвига Ашоффа по аппендициту, о других заболеваниях червеобразного отростка стали как-то забывать, и они действительно потонули в потоке "аппендицитов", захлестнувшем все страны. Почти все последующие монографии стали традиционно посвящаться главным образом аппендициту. Лишь отдельные статьи в сборниках и журналах напоминали, что, помимо аппендицита существует еще ряд заболеваний червеобразного отростка. Впереди в изучении этого вопроса идут патологи, имеющие дело с морфологическим субстратом.
В начале 50-х годов мне довелось работать в Институте имени Склифосовского под руководством выдающегося патолога нашего времени А. В. Русакова, глубоко интересовавшегося проблемами аппендицита и увлекшего ими меня. Исследуя ежегодно большое количество отростков, я с пристрастием относился к этому и постоянно искал тесного контакта с клиницистами. На протяжении полутора десятилетий проблема болезней червеобразного отростка привлекала меня все больше и я понял, что не одним "аппендицитом" исчерпывается патология червеобразного отростка. Внимательное отношение к клиническим и патологоанатомическим данным позволило выявить большое разнообразие этой патологии. Все вместе взятое заставило меня обобщить собственный материал, охватывающий 18 000 оперативно удаленных отростков и более 1000 секционных наблюдений.