Что же можно сказать о творчестве такого человека, о котором говорили, что он человек «бесстрашной искренности» (так сказал М. Горький), что после его смерти не будет уже «подобного мужества и подобной тоски о правде будущего» (слова К. А. Федина)? Да сказать можно то, что Александр Александрович Блок за недолгих 40 лет своей жизни яркой кометой пролетел по литературному небосклону и оставил после себя впечатляющий след на века.
Интеллектуал и интеллигент в крови, в энном поколении, родился в семье профессора государственного права, дед его был ректором университета Петербурга. Семья у Блока была либеральная, поэтому его увлечение литературной стезей было даже поощряемым. У него было все для того, чтобы писать и он достиг на этом поприще высочайших вершин.
Кто такой писатель, поэт? Это гипервосприимчивый человек, который пропускает всю задевающую его чувства информацию через себя и стремится передать свое видение, иногда анализ проблемы другим людям. И тут у Блока, как у поэта, все так же сложилось - было о чем писать. Блок жил в дореволюционный, революционный и частично постреволюционный период. Беспокойное, нестабильное время, страдающая от политической и гражданской лихорадки Россия – вот бекграунд его творчества. Блок неоднократно заявлял, что основной лейтмотив его творчества – Родина. Блок в своем письме Станиславскому писал, что его главным вопросом и темой для размышлений есть суть интеллигенции, народа России. Он писал: «Этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный». Среди многих стихов этой тематики у Блока ярчайшие - «Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом».
Блоковский стих – притягательно силен, волнующий, тревожащий, радующий, печалящий и воодушевляющий. Его ритмы заряжены мощной энергией, они – тонкие, разнообразные, милозвучные.
Лирика Блока не обособленная, не отстраненная. «Писатель поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу», - говорил А.А.Блок. Драматичные картины, обобщенные образы разрисованы в его стихах яркими жизненными приметами. Свободная, не поставленная в узкие рамки мысль Блока вольно течет в его стихах. Стихи поэта не тяжелые, они ажурные, воздушные. Контрастные эпитеты, красочные аллегории, чарующая мелодика – все это о стихах Блока.
Блок видел предназначение поэта в особой миссии: "Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во—вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир". Он написал в шести строках то, что можно вывести в итог суждений о его творчестве:
ДУШИ «МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ» В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Поэма Гоголя «Мертвые души» была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья», — возмущался один из цензоров. Так появился заголовок, в котором акцент был перенесен на аферу главного героя с куплей-продажей умерших ревизских душ. Впрочем, в контексте поэмы понятие «мертвые души» принимает иной смысл: читатель понимает, что речь идет не только и не столько об умерших крепостных крестьянах, сколько о духовно омертвевших чиновниках и помещиках.
Портреты чиновников Гоголь обрисовал лишь несколькими штрихами, но так метко, что перед читателем возникает яркая картина образа жизни российских чиновников начала XIX века.
Вот губернатор, который «ни толст, ни тонок собой… большой добряк и даже сам вышивает иногда по тюлю». Видимо, это все, чем можно охарактеризовать человека, занимающего ответственный государственный пост, и на большее он не
Об отсутствии смысла в жизни прокурора, у которого «на поверку… всего только и было, что густые брови», писатель говорит фразой: «Зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает».
Стряпчий — «первый хапуга в мире».
Чиновник Иван Антонович — взяточник: всякую положенную перед ним денежную купюру «совершенно не замечает и накрывает тотчас книгою».
Эти люди проводят свое время в бесконечных чаепитиях и карточных играх, на балах и званых обедах. Их основные черты — лень, равнодушие и любовь к сплетням.
В отличие от губернских чиновников, помещики в поэме «Мертвые души» выписаны Гоголем детально. Пять глав, со 2-й по 6-ю, знакомят нас с владельцами имений и крепостных крестьян. Согласно сюжетному ходу, к каждому из помещиков наведывается с визитом главный герой поэмы — Чичиков.
«Портретную галерею» дворян-крепостников открывает Манилов. Этот всегда улыбающийся, белокурый и голубоглазый господин на первый взгляд производит впечатление «приятного и доброго человека». Еще во время службы в армии его считали «скромнейшим, деликатнейшим офицером». И сейчас, живя в поместье, он частенько приезжает в город, «чтобы увидеться с образованнейшими людьми». Но, раскрывая шаг за шагом характер Манилова, писатель показывает нам всю пустоту и никчемность натуры помещика вызвать у окружающих лишь «скуку смертную». Все в нем слащаво сентиментально. Его улыбка — угодлива, а манеры — заискивающие. И как бы пристально мы не приглядывались к Манилову, нам не найти в нем ни живости, ни искренности, ни задора. Он глуп и бездеятелен и всю свою жизнь проводит в праздной мечтательности, вынашивая абсурдные планы, будь то постройка подземного хода от дома или каменного моста через пруд. Только ни в одном, ни в другом нет никакой необходимости.
Распрощавшись с Маниловым, Чичиков попадает к Коробочке. Помещица предстает перед читателем на фоне пернатых: на стенах ее дома висят картины с птицами, окна дома глядят во дворик, где «индейкам и курам нет числа». Упомянутые птицы связаны в нашем сознании с бессмысленной хлопотливостью, бессвязным кудахтаньем, безмозглостью. Эти черты в полной мере присущи Коробочке, интересы которой подчинены лишь мелкому скопидомству.
Следующий персонаж поэмы — помещик Ноздрев — отличается от Манилова и Коробочки холерическим темпераментом и бурной энергичностью. Деятельность Ноздрева — кутилы, лжеца и карточного шулера — направлена не на созидание, а на разрушение. Всеми силами он стремится раздуть скандал, пусть даже и на пустом месте, не задумываясь, наносит оскорбления и не останавливается перед физической расправой. Этот персонаж настолько узнаваем и типичен, что Гоголь считает нужным сделать оговорку: «Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы!.. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами, и, может быть, только ходит в другом кафтане…» Писатель прав. У каждого из нас найдется хотя бы один знакомый, о котором можно сказать: «Да это же Ноздрев!»
Столь же типичный представитель «мертвых душ» Собакевич. В его усадьбе все, начиная от господского дома и заканчивая мебелью, «неладно скроено да крепко сшито», чем напоминает самого хозяина. Сравнивая своего героя с предметами домашнего обихода, а его повадки с повадками «медведя средней величины», Гоголь говорит нам об отсутствии у Собакевича интересов, выходящих за рамки его бездушного, полузвериного существования.
Поэма Гоголя принесла в мировую литературу понятие «мертвые души». Следуя за мыслью писателя, мы понимаем, что мертвыми душами наделены маниловы, Ноздревы, собакевичи. Но жив русский народ, а это значит, что у России есть будущее.
Интеллектуал и интеллигент в крови, в энном поколении, родился в семье профессора государственного права, дед его был ректором университета Петербурга. Семья у Блока была либеральная, поэтому его увлечение литературной стезей было даже поощряемым. У него было все для того, чтобы писать и он достиг на этом поприще высочайших вершин.
Кто такой писатель, поэт? Это гипервосприимчивый человек, который пропускает всю задевающую его чувства информацию через себя и стремится передать свое видение, иногда анализ проблемы другим людям. И тут у Блока, как у поэта, все так же сложилось - было о чем писать. Блок жил в дореволюционный, революционный и частично постреволюционный период. Беспокойное, нестабильное время, страдающая от политической и гражданской лихорадки Россия – вот бекграунд его творчества. Блок неоднократно заявлял, что основной лейтмотив его творчества – Родина. Блок в своем письме Станиславскому писал, что его главным вопросом и темой для размышлений есть суть интеллигенции, народа России. Он писал: «Этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный». Среди многих стихов этой тематики у Блока ярчайшие - «Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом».
Блоковский стих – притягательно силен, волнующий, тревожащий, радующий, печалящий и воодушевляющий. Его ритмы заряжены мощной энергией, они – тонкие, разнообразные, милозвучные.
Лирика Блока не обособленная, не отстраненная. «Писатель поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу», - говорил А.А.Блок. Драматичные картины, обобщенные образы разрисованы в его стихах яркими жизненными приметами. Свободная, не поставленная в узкие рамки мысль Блока вольно течет в его стихах. Стихи поэта не тяжелые, они ажурные, воздушные. Контрастные эпитеты, красочные аллегории, чарующая мелодика – все это о стихах Блока.
Блок видел предназначение поэта в особой миссии: "Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во—вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир". Он написал в шести строках то, что можно вывести в итог суждений о его творчестве:
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
Поэма Гоголя «Мертвые души» была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья», — возмущался один из цензоров. Так появился заголовок, в котором акцент был перенесен на аферу главного героя с куплей-продажей умерших ревизских душ. Впрочем, в контексте поэмы понятие «мертвые души» принимает иной смысл: читатель понимает, что речь идет не только и не столько об умерших крепостных крестьянах, сколько о духовно омертвевших чиновниках и помещиках.
Портреты чиновников Гоголь обрисовал лишь несколькими штрихами, но так метко, что перед читателем возникает яркая картина образа жизни российских чиновников начала XIX века.
Вот губернатор, который «ни толст, ни тонок собой… большой добряк и даже сам вышивает иногда по тюлю». Видимо, это все, чем можно охарактеризовать человека, занимающего ответственный государственный пост, и на большее он не
Об отсутствии смысла в жизни прокурора, у которого «на поверку… всего только и было, что густые брови», писатель говорит фразой: «Зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает».
Стряпчий — «первый хапуга в мире».
Чиновник Иван Антонович — взяточник: всякую положенную перед ним денежную купюру «совершенно не замечает и накрывает тотчас книгою».
Эти люди проводят свое время в бесконечных чаепитиях и карточных играх, на балах и званых обедах. Их основные черты — лень, равнодушие и любовь к сплетням.
В отличие от губернских чиновников, помещики в поэме «Мертвые души» выписаны Гоголем детально. Пять глав, со 2-й по 6-ю, знакомят нас с владельцами имений и крепостных крестьян. Согласно сюжетному ходу, к каждому из помещиков наведывается с визитом главный герой поэмы — Чичиков.
«Портретную галерею» дворян-крепостников открывает Манилов. Этот всегда улыбающийся, белокурый и голубоглазый господин на первый взгляд производит впечатление «приятного и доброго человека». Еще во время службы в армии его считали «скромнейшим, деликатнейшим офицером». И сейчас, живя в поместье, он частенько приезжает в город, «чтобы увидеться с образованнейшими людьми». Но, раскрывая шаг за шагом характер Манилова, писатель показывает нам всю пустоту и никчемность натуры помещика вызвать у окружающих лишь «скуку смертную». Все в нем слащаво сентиментально. Его улыбка — угодлива, а манеры — заискивающие. И как бы пристально мы не приглядывались к Манилову, нам не найти в нем ни живости, ни искренности, ни задора. Он глуп и бездеятелен и всю свою жизнь проводит в праздной мечтательности, вынашивая абсурдные планы, будь то постройка подземного хода от дома или каменного моста через пруд. Только ни в одном, ни в другом нет никакой необходимости.
Распрощавшись с Маниловым, Чичиков попадает к Коробочке. Помещица предстает перед читателем на фоне пернатых: на стенах ее дома висят картины с птицами, окна дома глядят во дворик, где «индейкам и курам нет числа». Упомянутые птицы связаны в нашем сознании с бессмысленной хлопотливостью, бессвязным кудахтаньем, безмозглостью. Эти черты в полной мере присущи Коробочке, интересы которой подчинены лишь мелкому скопидомству.
Следующий персонаж поэмы — помещик Ноздрев — отличается от Манилова и Коробочки холерическим темпераментом и бурной энергичностью. Деятельность Ноздрева — кутилы, лжеца и карточного шулера — направлена не на созидание, а на разрушение. Всеми силами он стремится раздуть скандал, пусть даже и на пустом месте, не задумываясь, наносит оскорбления и не останавливается перед физической расправой. Этот персонаж настолько узнаваем и типичен, что Гоголь считает нужным сделать оговорку: «Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы!.. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами, и, может быть, только ходит в другом кафтане…» Писатель прав. У каждого из нас найдется хотя бы один знакомый, о котором можно сказать: «Да это же Ноздрев!»
Столь же типичный представитель «мертвых душ» Собакевич. В его усадьбе все, начиная от господского дома и заканчивая мебелью, «неладно скроено да крепко сшито», чем напоминает самого хозяина. Сравнивая своего героя с предметами домашнего обихода, а его повадки с повадками «медведя средней величины», Гоголь говорит нам об отсутствии у Собакевича интересов, выходящих за рамки его бездушного, полузвериного существования.
Поэма Гоголя принесла в мировую литературу понятие «мертвые души». Следуя за мыслью писателя, мы понимаем, что мертвыми душами наделены маниловы, Ноздревы, собакевичи. Но жив русский народ, а это значит, что у России есть будущее.