Перед вами картина великого голландского художника XIX века Винсента Ван Гога «Сеятель». Нарисовать эту картину ему подсказала евангельская притча о сеятеле.
1.Попробуйте найти созвучие между картиной Ван Гога и рассказом Брэдбери. В чём оно?
Хотя картина и не иллюстрация к рассказу, на ней можно увидеть её главных героев. Правда, не всех…
2.Кто же есть на ней и кого нет?
3.Как они связаны между собой?
Попробуем определить, кому в этом круге Гармонии принадлежит ведущая роль. Приглядитесь внимательней ко всем персонажам рассказа.
Вот марсианская почва.
4.Как она описывается в рассказе? Какая она – мёртвая, живая? (используйте цитаты)
А вот образ солнца дан в рассказе только отдельными штрихами.
5.Какие детали нам почувствовать его иссушающий жар?
6.Найдите в рассказе описание дождя. С каким чувством описывается дождь? Почему он кажется живым? Почему он назван «волшебным эликсиром»?
ТАРАС БУЛЬБА — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя. Исторические прототипы образа Тараса — выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII веков: Лобода, Тарас Трясло, Гуня, Остраница. Некоторые биографические черты связывают Бульбу и Богдана Хмельницкого. Однако Тарас Бульба — собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Именно по этому мы не имеем подробного портрета Тараса. В повести присутствуют лишь беглые описания его внешности, черты присущие многим казакам, современникам нашего героя. Отсутствие точного портрета так же позволяет нам самим представить, как именно должен выглядеть человек, с такой необычной судьбой и непростым характером. А характер у Тараса действительно был не простой. Это один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый 15 век на полукочующем углу Европы. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах. Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Степь – вот его дом, его любовь. Тарас в отличие от дворян не любил, даже презирал роскошь. Единственное, что признавал он из роскоши – ратный костюм. Перед боем преображался он, одевая дорогую, красивую одежду, украшая коня своего. По нравам своим обставил он и жилище своё. Всё в хате его было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. Но, всё же тихая, мирная жизнь не привлекала его. Он не признавал жизни без ратных подвигов и пирушек. А ведь дома его всегда ждала верная и любящая, несмотря ни на что жена. Она давно уже смерилась с одиночеством и тешила себя лишь воспоминаниями о том, как любима она была в юности. А ведь это был один только миг, когда жила она любовью, только первая горячка юности, и уже суровый муж покидал её для сабли, для товарищей, для бражничества. От того вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине обратилось у неё в одно материнское чувство. Но и сыновьям не смогла она посвятить всю себя. Ведь Тарас воспитывал их по - своему. С детства учил он сыновей, что мать их всего лишь баба, и ничего она не знает и не понимает, и что нежба их – чистое поле, да добрый конь. Учения и оружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и Тарас не любил, сам он был не образован, но слова, выступления его были столь красноречивы, выразительны и трогательны, что поверить в глупость этого человека очень трудно. Всему, что умел, обучился он в течение жизни, в боях, сражениях, и просто кочуя по необъятной русской земле.
Не смотря на своеобразность Тараса, уважали товарищи его. Казаки с замиранием сердца, затаив дыхание, слушали речи Тарасовы. Они беспрекословно выполняли все его приказания, повторяли слова его, восхищаясь красноречием и мудростью Тараса. Остап и Андрий с детства почитали отца, дивились его уму и силе. Жена, пожилая, исстрадавшаяся женщина не корила мужа за то, что не сделал он её счастливою, а ловила каждое его слово, выполняла все его хоть и были они в грубой, унизительной форме. Она уважала и тихо, в глубине сердца любила Тараса.
Тарас испытывал не только гордость за сыновей своих, за храбрость, силу и нрав казачий. Но и горечь, и боль испытывает он из-за предательства Андрия. Никакие веские причины не могли оправдать сына в его глазах. В сцене описания казни Андрия образ старого казака приближается к библейским героям. Он всю свою жизнь отдал на служение родине, твердой рукой уничтожал ее врагов. И так же тверд при казни сына-предателя.
Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию.
Павел Васильев. На чужом берегу. Стихотворение написано в 1932 году. Посвящено жене Галине Анучиной. Написано по поводу их разлуки - она осталась в Омске, он уехал в Москву. Больше они не виделись.
Стихотворение состоит из 6 строф. Рифмовка перекрестная. Стихотворный размер - анапест.
Средства художественной выразительности:
Эпитеты: в гиблом, пропащем снегу; дремучему краю, любимейший голос.
Метафоры:
останусь один, чтобы песня окрепла,
подвластен дремучему краю,
другие забавы и сны по плечу,
Чтоб огнями и тьмою, и рыжей волной \ Позади, за кормой убегала Россия.
Риторические восклицания: Не добраться к тебе! Царство рыбы и птицы! Ты будешь со мной!
ТАРАС БУЛЬБА — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя. Исторические прототипы образа Тараса — выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII веков: Лобода, Тарас Трясло, Гуня, Остраница. Некоторые биографические черты связывают Бульбу и Богдана Хмельницкого. Однако Тарас Бульба — собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Именно по этому мы не имеем подробного портрета Тараса. В повести присутствуют лишь беглые описания его внешности, черты присущие многим казакам, современникам нашего героя. Отсутствие точного портрета так же позволяет нам самим представить, как именно должен выглядеть человек, с такой необычной судьбой и непростым характером. А характер у Тараса действительно был не простой. Это один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый 15 век на полукочующем углу Европы. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах. Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Степь – вот его дом, его любовь. Тарас в отличие от дворян не любил, даже презирал роскошь. Единственное, что признавал он из роскоши – ратный костюм. Перед боем преображался он, одевая дорогую, красивую одежду, украшая коня своего. По нравам своим обставил он и жилище своё. Всё в хате его было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. Но, всё же тихая, мирная жизнь не привлекала его. Он не признавал жизни без ратных подвигов и пирушек. А ведь дома его всегда ждала верная и любящая, несмотря ни на что жена. Она давно уже смерилась с одиночеством и тешила себя лишь воспоминаниями о том, как любима она была в юности. А ведь это был один только миг, когда жила она любовью, только первая горячка юности, и уже суровый муж покидал её для сабли, для товарищей, для бражничества. От того вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине обратилось у неё в одно материнское чувство. Но и сыновьям не смогла она посвятить всю себя. Ведь Тарас воспитывал их по - своему. С детства учил он сыновей, что мать их всего лишь баба, и ничего она не знает и не понимает, и что нежба их – чистое поле, да добрый конь. Учения и оружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и Тарас не любил, сам он был не образован, но слова, выступления его были столь красноречивы, выразительны и трогательны, что поверить в глупость этого человека очень трудно. Всему, что умел, обучился он в течение жизни, в боях, сражениях, и просто кочуя по необъятной русской земле.
Не смотря на своеобразность Тараса, уважали товарищи его. Казаки с замиранием сердца, затаив дыхание, слушали речи Тарасовы. Они беспрекословно выполняли все его приказания, повторяли слова его, восхищаясь красноречием и мудростью Тараса. Остап и Андрий с детства почитали отца, дивились его уму и силе. Жена, пожилая, исстрадавшаяся женщина не корила мужа за то, что не сделал он её счастливою, а ловила каждое его слово, выполняла все его хоть и были они в грубой, унизительной форме. Она уважала и тихо, в глубине сердца любила Тараса.
Тарас испытывал не только гордость за сыновей своих, за храбрость, силу и нрав казачий. Но и горечь, и боль испытывает он из-за предательства Андрия. Никакие веские причины не могли оправдать сына в его глазах. В сцене описания казни Андрия образ старого казака приближается к библейским героям. Он всю свою жизнь отдал на служение родине, твердой рукой уничтожал ее врагов. И так же тверд при казни сына-предателя.
Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию.
Павел Васильев. На чужом берегу. Стихотворение написано в 1932 году. Посвящено жене Галине Анучиной. Написано по поводу их разлуки - она осталась в Омске, он уехал в Москву. Больше они не виделись.
Стихотворение состоит из 6 строф. Рифмовка перекрестная. Стихотворный размер - анапест.
Средства художественной выразительности:
Эпитеты: в гиблом, пропащем снегу; дремучему краю, любимейший голос.
Метафоры:
останусь один, чтобы песня окрепла,
подвластен дремучему краю,
другие забавы и сны по плечу,
Чтоб огнями и тьмою, и рыжей волной \ Позади, за кормой убегала Россия.
Риторические восклицания: Не добраться к тебе! Царство рыбы и птицы! Ты будешь со мной!
Сравнение:
Ты похожею будешь на дальний дымок,
На старинные песни, на счастье похожа!