«Мертвые души» – это крестьяне, умершие в поместьях, посещенных Павлом Ивановичем Чичиковым. Крестьянская Русь в поэме «Мертвые души» представлена не только ушедшими из мира живых. Бедные порабощенные мужики и бабы настолько ярки по характерам, что их хозяевам не дано понять душу, желание жить и работать. Часть персонажей, представляющих крестьянскую Русь, описана Н.В.Гоголем иронично. Самые яркие образы – слуги Чичикова. Петрушка. Бедный парень любит читать, но он не вникает в суть книги или газеты. Петрушка наслаждается самим процессом. Селифан. Слуга беседует с лошадями, размышляет, спрашивает их. Мужчина практически всегда пьян, такие его беседы вызывают у читателя улыбку. Как и слуги Чичикова, крестьяне Манилова ленивы, они любят выпить, стремятся обмануть помещика: отпрашиваются на заработки, а уходят по кабакам пить. С улыбкой читатель вслушивается в разговор двух мужиков, рассуждающих о колесе на бричке въезжающего в город гостя. Бестолковые дядя Миняй и дядя Митяй не разъехаться каретам, а только мешают кучерам экипажей. Девчонка Пелагея не знает, что такое право и где левая сторона, но может показать нужное направление. С одной стороны, народ глуп, порочен, бестолков и ленив. Он любит выпить и погулять, крепко ругнуться и подраться. С другой стороны, это все внешние характеристики. На самом деле, крестьяне трудолюбивы, смекалисты и талантливы. Они создают такие шедевры, которые не под силу грамотным помещикам и практичным чиновникам. Богатырская сила русского мужика отличает его от других народов. Иронии автора есть объяснение. Люди порабощены и задавлены. Крепостнический гнет не дает им раскрыться. Неограниченная власть «ограниченных людей» убивает живую душу русских самородков.
В селе Ламанчском жил идальго, чьё имущество заключалось в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче да борзой собаке. Лет ему было около пятидесяти, телом он был сухопар, лицом худощав и дни напролёт читал рыцарские романы, отчего ум его пришёл в полное расстройство, и ему вздумалось сделаться странствующим рыцарем. Он начистил принадлежавшие его предкам доспехи, приделал к шишаку картонное забрало, дал своей старой кляче звучное имя Росинант, а себя переименовал в Дон Кихота Ламанчского. Поскольку странствующий рыцарь обязательно должен быть влюблён, идальго, поразмыслив, избрал себе даму сердца: Альдонсу Лоренсо и нарёк её Дульсинеей Тобосской, ибо родом она была из Тобосо. Дон Кихот отправился в путь, воображая себя героем рыцарского романа. Проехав целый день, он устал и направился к постоялому двору, приняв его за замок. Неказистая наружность идальго и его возвышенные речи всех рассмешили, но добродушный хозяин накормил и напоил его, хотя это было нелегко: Дон Кихот ни за что не хотел снимать шлем, мешавший ему есть и пить. Дон Кихот попросил хозяина замка, т.е. постоялого двора, посвятить его в рыцари, а перед тем решил провести ночь в бдении над оружием, положив его на водопойное корыто. Хозяин спросил, есть ли у Дон Кихота деньги, но Дон Кихот ни в одном романе не читал про деньги и не взял их с собой. Хозяин разъяснил ему, что хотя такие простые и необходимые вещи, как деньги или чистые сорочки, не упоминаются в романах, это вовсе не значит, что у рыцарей не было ни того, ни другого. Ночью один погонщик хотел напоить мулов и снял с водопойного корыта доспехи Дон Кихота, за что получил удар копьём, так что хозяин, считавший Дон Кихота сумасшедшим, решил поскорее посвятить его в рыцари, чтобы избавиться от столь неудобного постояльца. Он уверил его, что обряд посвящения состоит в подзатыльнике и ударе шпагой по спине и после отъезда Дон Кихота произнёс на радостях не менее высокопарную, хотя и не столь пространную речь, чем новоиспечённый рыцарь.
Дон Кихот повернул домой, чтобы запастись деньгами и сорочками. По пути он увидел, как дюжий сельчанин колотит мальчишку-пастуха. Рыцарь вступился за пастушка, и сельчанин обещал ему не обижать мальчишку и заплатить ему все, что должен. Дон Кихот в восторге от своего благодеяния поехал дальше, а сельчанин, как только заступник обиженных скрылся из глаз, избил пастушка до полусмерти. Встречные купцы, которых Дон Кихот заставлял признать Дульсинею Тобосскую самой прекрасной дамой на свете, стали над ним насмехаться, а когда он ринулся на них с копьём, отдубасили его, так что домой он прибыл избитый и обессиленный. Священник и цирюльник, односельчане Дон Кихота, с которыми он часто спорил о рыцарских романах, решили сжечь зловредные книги, от которых он повредился в уме. Они просмотрели библиотеку Дон Кихота и почти ничего не оставили от неё, кроме «Амадиса Галльского» и ещё нескольких книг. Дон Кихот предложил одному хлебопашцу — Санчо Пансе — стать его оруженосцем и столько ему наговорил и наобещал, что тот согласился. И вот однажды ночью Дон Кихот сел на Росинанта, Санчо, мечтавший стать губернатором острова, — на осла, и они тайком выехали из села. По дороге они увидели ветряные мельницы, которые Дон Кихот принял за великанов. Когда он бросился на мельницу с копьём, крыло её повернулось и разнесло копье в щепки, а Дон Кихота сбросило на землю.
На постоялом дворе, где они остановились переночевать, служанка стала пробираться в темноте к погонщику, с которым договорилась о свидании, но по ошибке наткнулась на Дон Кихота, который решил, что это влюблённая в него дочь хозяина замка. Поднялся переполох, завязалась драка, и Дон Кихоту, а особенно ни в чем не повинному Санчо Пансе, здорово досталось. Когда Дон Кихот, а вслед за ним и Санчо отказались платить за постой, несколько случившихся там людей стащили Санчо с осла и стали подбрасывать на одеяле, как собаку во время карнавала.
Когда Дон Кихот и Санчо поехали дальше, рыцарь принял стадо баранов за вражескую рать и стал крушить врагов направо и налево, и только град камней, который пастухи обрушили на него, остановил его. Глядя на грустное лицо Дон Кихота, Санчо придумал ему прозвище: Рыцарь Печального Образа. Как-то ночью Дон Кихот и Санчо услышали зловещий стук, но когда рассвело, оказалось, что это сукновальные молоты. Рыцарь был смущён, и его жажда подвигов осталась на сей раз неутолённой. Цирюльника, который в дождь надел на голову медный таз, Дон Кихот принял за рыцаря в шлеме Мамбрина, а поскольку Дон Кихот дал клятву завладеть этим шлемом, он отобрал у цирюльника таз и очень возгордился своим подвигом.
Часть персонажей, представляющих крестьянскую Русь, описана Н.В.Гоголем иронично. Самые яркие образы – слуги Чичикова. Петрушка. Бедный парень любит читать, но он не вникает в суть книги или газеты. Петрушка наслаждается самим процессом. Селифан. Слуга беседует с лошадями, размышляет, спрашивает их. Мужчина практически всегда пьян, такие его беседы вызывают у читателя улыбку. Как и слуги Чичикова, крестьяне Манилова ленивы, они любят выпить, стремятся обмануть помещика: отпрашиваются на заработки, а уходят по кабакам пить. С улыбкой читатель вслушивается в разговор двух мужиков, рассуждающих о колесе на бричке въезжающего в город гостя. Бестолковые дядя Миняй и дядя Митяй не разъехаться каретам, а только мешают кучерам экипажей. Девчонка Пелагея не знает, что такое право и где левая сторона, но может показать нужное направление. С одной стороны, народ глуп, порочен, бестолков и ленив. Он любит выпить и погулять, крепко ругнуться и подраться. С другой стороны, это все внешние характеристики. На самом деле, крестьяне трудолюбивы, смекалисты и талантливы. Они создают такие шедевры, которые не под силу грамотным помещикам и практичным чиновникам. Богатырская сила русского мужика отличает его от других народов. Иронии автора есть объяснение. Люди порабощены и задавлены. Крепостнический гнет не дает им раскрыться. Неограниченная власть «ограниченных людей» убивает живую душу русских самородков.
Дон Кихот повернул домой, чтобы запастись деньгами и сорочками. По пути он увидел, как дюжий сельчанин колотит мальчишку-пастуха. Рыцарь вступился за пастушка, и сельчанин обещал ему не обижать мальчишку и заплатить ему все, что должен. Дон Кихот в восторге от своего благодеяния поехал дальше, а сельчанин, как только заступник обиженных скрылся из глаз, избил пастушка до полусмерти. Встречные купцы, которых Дон Кихот заставлял признать Дульсинею Тобосскую самой прекрасной дамой на свете, стали над ним насмехаться, а когда он ринулся на них с копьём, отдубасили его, так что домой он прибыл избитый и обессиленный. Священник и цирюльник, односельчане Дон Кихота, с которыми он часто спорил о рыцарских романах, решили сжечь зловредные книги, от которых он повредился в уме. Они просмотрели библиотеку Дон Кихота и почти ничего не оставили от неё, кроме «Амадиса Галльского» и ещё нескольких книг. Дон Кихот предложил одному хлебопашцу — Санчо Пансе — стать его оруженосцем и столько ему наговорил и наобещал, что тот согласился. И вот однажды ночью Дон Кихот сел на Росинанта, Санчо, мечтавший стать губернатором острова, — на осла, и они тайком выехали из села. По дороге они увидели ветряные мельницы, которые Дон Кихот принял за великанов. Когда он бросился на мельницу с копьём, крыло её повернулось и разнесло копье в щепки, а Дон Кихота сбросило на землю.
На постоялом дворе, где они остановились переночевать, служанка стала пробираться в темноте к погонщику, с которым договорилась о свидании, но по ошибке наткнулась на Дон Кихота, который решил, что это влюблённая в него дочь хозяина замка. Поднялся переполох, завязалась драка, и Дон Кихоту, а особенно ни в чем не повинному Санчо Пансе, здорово досталось. Когда Дон Кихот, а вслед за ним и Санчо отказались платить за постой, несколько случившихся там людей стащили Санчо с осла и стали подбрасывать на одеяле, как собаку во время карнавала.
Когда Дон Кихот и Санчо поехали дальше, рыцарь принял стадо баранов за вражескую рать и стал крушить врагов направо и налево, и только град камней, который пастухи обрушили на него, остановил его. Глядя на грустное лицо Дон Кихота, Санчо придумал ему прозвище: Рыцарь Печального Образа. Как-то ночью Дон Кихот и Санчо услышали зловещий стук, но когда рассвело, оказалось, что это сукновальные молоты. Рыцарь был смущён, и его жажда подвигов осталась на сей раз неутолённой. Цирюльника, который в дождь надел на голову медный таз, Дон Кихот принял за рыцаря в шлеме Мамбрина, а поскольку Дон Кихот дал клятву завладеть этим шлемом, он отобрал у цирюльника таз и очень возгордился своим подвигом.