левша — герой рассказа н. с. лескова «левша» (1881, первая публикация под названием «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе (цеховая легенда)») . произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту народа, олицетворенного в образе тульского мастера л. , который даже блоху сумел подковать. но сам автор возражал против такой трактовки. в рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных и даровитых , но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в россии. лесков говорит об отношении самодержцев александра и николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана платова. л. и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа» , без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. не тщеславие двигало л. к цели, а патриотизм. не хотел он посрамить, а россию возвысить. потому, приступая к делу, молился л. николе мценскому и совершил фантастическую по ювелирное™ работу. однако истинный народный талант в россии живет в нищете, им помыкают; платов швыряет л. «к себе в коляску в ноги» . для сравнения лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте . глазами прибывшего в л. мы видим условия, о каких и мечтать не может мастеровой. ценят сноровку, опыт, талант л. , заботятся о нем, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всем, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство. но, узнав секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном — поскорее отправить его в россию. единственное его желание — сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. однако если в «другие правила жизни, науки и продовольствия» , то в россии — все то же беззаконие и безразличие. стоило л. оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только богатые подарки, но и остатки здоровья. никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных способностей, до его жизни. так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. больше всего страдает л. от того, что уносит с собою в могилу выведанный у секрет. «у него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — говорит о своем «камраде» л. «аглицкий полшкипер» . несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчеркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное») , предпринимаются попытки найти прообраз оружейника
ответ:
левша — герой рассказа н. с. лескова «левша» (1881, первая публикация под названием «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе (цеховая легенда)») . произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту народа, олицетворенного в образе тульского мастера л. , который даже блоху сумел подковать. но сам автор возражал против такой трактовки. в рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных и даровитых , но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в россии. лесков говорит об отношении самодержцев александра и николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана платова. л. и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа» , без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. не тщеславие двигало л. к цели, а патриотизм. не хотел он посрамить, а россию возвысить. потому, приступая к делу, молился л. николе мценскому и совершил фантастическую по ювелирное™ работу. однако истинный народный талант в россии живет в нищете, им помыкают; платов швыряет л. «к себе в коляску в ноги» . для сравнения лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте . глазами прибывшего в л. мы видим условия, о каких и мечтать не может мастеровой. ценят сноровку, опыт, талант л. , заботятся о нем, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всем, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство. но, узнав секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном — поскорее отправить его в россию. единственное его желание — сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. однако если в «другие правила жизни, науки и продовольствия» , то в россии — все то же беззаконие и безразличие. стоило л. оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только богатые подарки, но и остатки здоровья. никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных способностей, до его жизни. так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. больше всего страдает л. от того, что уносит с собою в могилу выведанный у секрет. «у него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — говорит о своем «камраде» л. «аглицкий полшкипер» . несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчеркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное») , предпринимаются попытки найти прообраз оружейника