Очумелов - герой рассказа а. п. чехова «хамелеон» (1884). образ о. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. основные черты «хамелеона» - подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. главное средство характеристики героя - это сюжет. автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к о. , полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, о. мгновенно переходит от угодничества к , от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, - генерал ли это жигалов, некто безвестный или брат генерала. момент, когда о. узнает, что собака принадлежит брату генерала, показателен. «да разве братец ихний приехали? » - заискивающе спрашивает очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления» . полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. об этом свидетельствует его язык: «чему здесь? это ты зачем палец? . кто кричал? » источник: рассказ "хамелеон"
Золотой телец (ивр. עגל הזהב) — идол, несколько раз появляющийся на страницах Ветхого Завета как предмет культа отступивших от Бога Израиля. В соответствии с агадическим мидрашем, телец был оживлён благодаря силе Всевышнего, которая была даже в кусках таблички, с которой Моисей со словами але шор (поднимись, бык) поднял ковчег Иосифа из вод Нила для перезахоронения на Земле Обетованной после покорения её двенадцатью коленами Израиля. Потому-то золото в плавильне преобразовалось в символ Иосифа тельца.[1] Есть основания полагать, что речь идет о Молохе