Первыі опиаод Каким было знакомство со смотрителем и его дочерью? Почему
дом Самсона Вырина назва обительюь?
С какой целью в описание интерьера домика смотрителя Пуш-
кои включил картинки на евангельский сюжет о блудном сыне?
Как евангельский сюжет о блудном сыне перекликается с судь-
бой Дуни? Если ты затрудняешься ответить, то прочитай снача-
ла притчу, помещенную ниже.
k
І к евангельским притчам тяготеет вся мировая литература. При
тча о блудном сыне используется особенно часто. Вспомним ее.
«У одного человека было два сына, Младший из них сказал от-
ту: «Отец! Дай мне часть имения, которая приходится на мою до-
ло». И отец разделил имение между сыновьями. Младший сын, аа.
бравши всю свою долю, ушел и дальнюю сторону. Там он жил рас-
утно, растратил все деньги. Когда он все прожил, он начал
голодать. Поступил в услужение к одному из жителей чужой земли
и стал на его поле пасти свиней. Теперь он рад был и тому корму,
который давали свиньям, но и того есть доста ему не позволяли,
когда он был богат, у него было много друзей. Теперь же друзья ос-
тавили его. Задумавшись о своем положении, он сказал: «Сколько
работников у отца моего едят хлеба досыта, ая голоден. Вернусь к
своему отцу и скажу ему: «Отец! Я согрешил пред Богом и пред то-
брю и уже недостоин называться сыном твоим - возьми меня хотя
бы в работники»,
После этого он встал и пошел к своему отцу. Когда он был еще
далеко, и увидел его отец, и сжалился над ним, кулся ему на шею
и начал целовать его. Сын же сказал ему: «Отец! Согрешил я пред
Богом и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но
Белинский характеризуя Онегина, он замечает: “Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! . .Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. . .Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою”.
Соответствует ли современная русская женщина Некрасовскому идеалу?
А каков он, этот идеал? Сразу вспоминается банальное: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!» Это из поэмы «Мороз, Красный нос». Еще у Н.А. Некрасова есть поэма «Русские женщины», глава «Крестьянка» в поэме «Кому на Руси жить хорошо», целый ряд стихотворений. Их героини просто врезаются в память красотой, силой и стойкостью (если не физической, то духовной, как у декабристок), решительностью, самоотверженностью, жертвенной любовью. Многовековым непосильным трудом закалены их тела и души. «Красивая сила в движениях, походка и взгляд цариц» не служили защитой от тяжелой женской доли. Однако, некрасовские женщины и все невзгоды, и свои подвиги воспринимали, как должное: безропотно, кротко и смиренно: «Ни звука из ее груди, лишь бич свистал, играя». «И голод, и холод выносит, всегда терпелива, ровна».
А, что же, наши современницы? От «волоса с проседью» они научились избавляться, и.. уже считаются обязанными это делать. Да и ребенок трехлетний вряд ли будет сидеть у них на груди, «как на стуле»: надо не отставать от канонов красоты своего времени! Конечно, и копну сена после каждого взмаха косы, сейчас никто не оставит. Но не в этом их сокровенная сила. За полтора века со времени Некрасова до наших дней, много чего пришлось пережить. Но, как ни было бы трудно в годы лихолетья, войн, революций, «некрасовские» женщины всегда умели терпеливо переносить напасти. «В беде не сробеет У них в крови: замерзая, – обогреть, голодая, - накормить.
Достигнутое равноправие не убавило проблем - обязанностей прибавило: жизнь требует включения в работу за пределами семьи, достижения женщиной еще и карьерных высот, и материального благополучия. А семейных проблем-то не снимает! Но жизненная стойкость, умение придти на ловкость ко всякой работе, унаследованные от пра-пра…бабок как раз и ставят их в один ряд с героинями Некрасова. Разве что безропотности уже не осталось. Если у Некрасова она «ходила с гневом на сердце, а лишнего не молвила словечка никому», то слов уж, чтобы расквитаться с обидчиком, у современных женщин найдется много.
Разумеется, во времена Некрасова были разные женщины, были разные идеалы. Но черты характера русской женщины, подмеченные им, кажется, не подвластны времени. Оглянитесь: «Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит: «Пройдет — словно солнце осветит. Посмотрит — рублем подарит!»» Разве не некрасовская женщина рядом? О них, идущим наперекор обстоятельствам, верящих в добро и тихо делающих его, мы узнаем из "Новостей". Сказанные полвека назад слова другого поэта Наума Коржавина тоже не устарели:
Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год -
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони - всё скачут и скачут.
А избы - горят и горят.