Песнь о вещем олеге: как ныне сбирается вещий олег отмстить неразумным хозарам; их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и ; с дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне. из тёмного леса, навстречу ему, идёт вдохновенный кудесник, покорный перуну старик одному, заветов грядущего вестник, в мольбах и гаданьях проведший весь век. и к мудрому старцу подъехал олег. “скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? и скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землёю? открой мне всю правду, не бойся меня: в награду любого возьмёшь ты коня”. “волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен; правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен. грядущие годы таятся во мгле; но вижу твой жребий на светлом челе. запомни же ныне ты слово моё: воителю слава - отрада; победой прославлено имя твоё; твой щит на вратах цареграда; и волны и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. и синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя под грозной бронёй ты не ведаешь ран; незримый хранитель могущему дан. твой конь не боится опасных трудов; он, чуя господскую волю, то смирный стоит под стрелами врагов, то мчится по бранному полю. и холод и сеча ему но примешь ты смерть от коня своего”. олег усмехнулся - однако чело и взор омрачилися думой. в молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмый; и верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой. “прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время; теперь отдыхай! уж не ступит нога в твоё позлащённое стремя. прощай, утешайся - да помни меня. вы, отроки-други, возьмите коня, покройте попоной, мохнатым ковром, в мой луг под уздцы отведите; купайте; кормите отборным зерном; водой ключевою поите”. и отроки тотчас с конём отошли, а князю другого коня подвели. пирует с дружиною вещий олег при звоне весёлом стакана. и кудри их белы, как утренний снег над славной главою они поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они. “а где мой товарищ? - промолвил олег.- скажите, где конь мой ретивый? здоров ли? всё так же ль легок его бег? всё тот же ль он бурный, игривый? ” и внемлет ответу: на холме крутом давно уж почил непробудным он сном. могучий олег головою поник и думает: “что же гаданье? кудесник, ты лживый, безумный старик! презреть бы твоё предсказанье! мой конь и доныне носил бы меня”. и хочет увидеть он кости коня. вот едет могучий олег со двора, с ним игорь и старые гости, и видят - на холме, у брега днепра, лежат благородные кости; их моют дожди, засыпает их пыль, и ветер волнует над ними ковыль. князь тихо на череп коня наступил и молвил: “спи, друг одинокий! твой старый хозяин тебя пережил: на тризне, уже недалёкой, не ты под секирой ковыль обагришь и жаркою кровью мой прах напоишь! так вот где таилась погибель моя! мне смертию кость угрожала! ” из мёртвой главы гробовая змея шипя между тем выползала; как чёрная лента, вкруг ног обвилась, и вскрикнул внезапно ужаленный князь. ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной олега; князь игорь и ольга на холме сидят; дружина пирует у брега; бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они. 1). подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? , сравните тексты и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? на чьей стороне автор?
1)Кудесник поведал князю, то что он умрет от коня своего. Поэтому Олег расскался с конем, но через некоторое время придя на место смерти коня, он наступил на его череп, оттуда вылезла змея и ужалила князя. Он умер. Предсказание сбылось!
Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою.)