В рассказе Евгения Носова “Живое пламя” образом становится мак. Без обращения к специальной литературе любой читатель скажет, что мак здесь – центральный образ, напрямую связанный с основной идеей произведения. Мак сравнивается с человеческой жизнью: “Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает”. Это предложение дает понять, для чего автор вводит в произведение этот интересный образ, и кажется, что никаких дальнейших рассуждений не нужно: смысл рассказа и так становится ясен. Однако, если рассмотреть слово мак с точки зрения мифологической трактовки и проследить ассоциативно-символическую связь между основными концептами рассказа, можно открыть новые грани в анализе произведения. Мак – в мифопоэтической традиции мак связан со сном и смертью. В греческой мифологии Гипнос, божество сна, с мака усыпляет, приносит всем сладкое успокоение. Происхождение мака связывается в мифах и фольклоре с кровью убитого человека. В христианской литературе распространено представление, что маки растут на крови распятого на кресте Христа (мак как символ невинно пролитой крови). Живым огнем славяне считали огонь, добытый “особым с веретена, вращаемого в щели печного столба. В некоторых местах такой чистый огонь добывали трением веревки о палку” [3]. Но сочетание “живой огонь” имело еще и другое толкование: огонь часто представлялся живым существом, “по некоторым поверьям, огни, как и люди, различаются между собой и даже имеют свои собственные имена. Согласно народным поверьям, огонь ест, пьет и спит, подобно человеку” [3]. В древности существовали легенды, что душа человека может “прорастать на могилах деревьями, цветами или травами” [5]. Маки, подобно человеческой жизни, сначала распустились, затем пламенели, гасли и сгорели. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания. Смысл всего творчества Е. Носова можно выразить словами: “Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу… ” ("Шопен, соната номер два”)
Со мной произошла очень интересная и смешная история. В то время когда я учился в университете мне приходилось жить со своей двоюродной сестрой, т. к. своей квартиры в том городе у моих родителей не было. Сестра очень любила животных. У нее была маленькая собачка (пикинез) и маленький волнистый попугай. Собачка не очень то любила этого попугая и пыталась его съесть при первой же возможности. Вот тут то и начинается самое интересное! Ей нужно было уехать на 2 дня, и она попросила меня присмотреть за ее питомцами (покормить, выгулять). Я конечно же согласился! Решил я сварить себе покушать. Поставил кипятиться кастрюлю с водой. Вдруг я вспомнил, что нужно покормить попугая с собачкой. Хотел насыпать корм в клетку попугаю, но не знал как делается это на самом деле! Я сделал так – открыл маленькую дверцу клетки! Попугай резко ломанулся в нее и вылетел! Я сшибаю его рукой, и он падает прямо в каструлю с кипящей водой! Я в панике! Достаю его оттуда, а он начинает кусать меня между пальцев! Я в состоянии шока кидаю его на пол! И не слабо кинул) Вы не поверите, но на полу оказалась еще и собака! Она хватает его в пасть и хотела уже убежать, но не тут то было! Я ловлю ее, достаю попугая из ее пасти и быстро помещаю его в клетку! Вся кухня в пуху! Попугай сидит в клетке с широко раскрытыми глазами, на корм никак не реагирует! Сестра по приезду что то заподозрила, но я конечно же сказал, что ничего не знаю) Та и врядли конечно она догадается, что с ним произошло) Вот такая вот интересная история приключилась со мной!
“Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу… ” ("Шопен, соната номер два”)